Всесоюзному обществу «Знание» — 40 лет

Сорок лет назад, в мае 1947 года, когда страна праздновала всего только вторую годовщину победы в самой страшной и кровопролитной войне, крупнейшие советские ученые и деятели культуры пришли к выводу, что одно из главных их дел — передать народу знания, накопленные человечеством. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, которое позднее было переименовано во Всесоюзное общество «Знание», всегда стремилось собрать под свои знамена лучших представителей отечественной интеллигенции. Сейчас у него около трех миллионов членов. Мы хотим накануне очередного его съезда рассказать своим читателям о делах и планах Общества. На вопросы нашего корреспондента отвечает один из старейших работников Всесоюзного обществе «Знание», заместитель председателя Правления, кандидат экономических наук Ю. К. ФИШЕВСКИЙ.

Конечная цель перестройки — обновление всех сторон жизни нашего общества, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие творческого потенциала социалистического строя.
Из постановления январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС «О перестройке и кадровой политике партии»

— Юрий Константинович, прежде всего самый общий и широкий вопрос: с чем пришло общество «Знание» к своему сорокалетию и к своему девятому съезду?

— За сорок лет существования Всесоюзное общество «Знание» накопило богатый опыт пропагандистской работы, заняло прочное место в системе общественных организаций страны и приобрело признание и уважение народа. Общество «Знание» способствует соединению науки с производством, помогает осуществлению ленинского завета о том, чтобы наука входила в плоть и кровь людей. Наши лекторы популяризируют новейшие достижения науки, техники, технологии, передового производственного опыта, помогают повышению уровня профессиональных знаний специалистов, тружеников промышленного и сельскохозяйственного производства. На прошедшем недавно Пленуме ЦК КПСС говорилось о том, что в наше время, когда наука и техника развиваются стремительно, появляются новые технологии и приемы работы, когда постоянно возникают новые формы экономических отношений, методы управления и контроля, необходима постоянная учеба кадров, непрерывное образование для всей страны и для каждого ее гражданина в отдельности. Иначе нам не создать динамичного, современного общества. На необходимость создать единую систему непрерывного образования указывал и XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза и январский (1987 года) Пленум ЦК КПСС. И в этой системе в качестве одной из дополнительных, но крайне важных форм выступает лекционная пропаганда, осуществляемая обществом «Знание».

В век бурного развития прессы, телевидения, радио, кино живое слово остается сильнейшим средством просвещения, воспитания и организации масс. Только за год число посетителей лекций достигает миллиарда человек. Лекционную пропаганду характеризуют гибкость, способность оперативно учитывать достижения научно-технического прогресса, региональные проблемы, интересы и особенности аудитории. Она ведется, по существу, во всех коллективах, среди всех категорий населения.

Организации общества «Знание» широко практикуют и системные формы пропаганды знаний. Среди них наибольшее распространение получили народные университеты. Одно из их преимуществ — гибкий подход к выбору форм занятий, возможность оперативной перестройки программ обучения.

Большое значение имеет координация деятельности общества «Знание» с другими государственными и общественными организациями, творческими союзами, ведущими пропаганду, распространение информации и систематическое обучение трудящихся. Мы сотрудничаем с Академией наук СССР, Всесоюзной академией сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина, Государственным комитетом СССР по науке и технике, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов, Центральным Комитетом Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, многими министерствами и ведомствами, с Союзом писателей, другими творческими союзами, институтами, организациями, учреждениями.

Широки международные связи Всесоюзного общества «Знание». Оно тесно сотрудничает с обществами по распространению научных знаний социалистических стран, поддерживает полезные контакты с просветительскими организациями в других странах. Ежегодно сотни лекторов общества «Знание» выезжают за рубеж, а Общество в свою очередь принимает иностранных ученых, деятелей культуры, специалистов промышленности и сельского хозяйства, представителей родственных обществ и организаций.

В систему общества «Знание» входит Политехнический музей. Впечатляющая панорама научно-технического прогресса открывается в его шестидесяти пяти залах. Музей организует и передвижные выставки, которые демонстрируются в других городах, в том числе за рубежом.

В фондах Центральной политехнической библиотеки Всесоюзного общества «Знание» — свыше трех миллионов печатных изданий. Ежегодно библиотеку посещает более миллиона человек.

Общество «Знание» имеет в разных городах страны 32 планетария; столичный — старейший, ему около шестидесяти лет. В его Звездном зале установлен аппарат «Большой планетарий» с электронным программным управлением.

Более половины всей выпускаемой в стране научно-популярной литературы составляет продукция издательства «Знание». Авторы — известные ученые. Популярностью у читателей пользуются подписные серии цикла «Новое в жизни, науке, технике», выпускаемые совместно с отраслевыми научно-методическими органами общества, подписные серии «Народных университетов».

Совместно с Академией наук СССР издательство выпускает международные ежегодники «Наука и человечество», «Будущее науки», а также ежегодный справочник лектора «Наука сегодня». На страницах ежегодника «Наука и человечество» выступают крупнейшие прогрессивные ученые всех континентов Земли. Эта книга, богато иллюстрированная, ежегодно переводится и издается в ряде зарубежных стран. Перспективы, гипотезы, нерешенные проблемы... Таковы основные тематические направления ежегодника «Будущее науки», рассчитанного на широкий круг читателей.

Заслуженным признанием у читателей пользуются книги, в которых в художественно- публицистической форме раскрывается сложный мир современной науки.

В последнее время существенным направлением в работе издательства стал выпуск тематических библиотечек; они дают лекторам информацию о наиболее актуальных проблемах, которые освещаются здесь комплексно и всесторонне. В год издательство «Знание» выпускает около 750 книг и брошюр. Кроме того, свыше 300 книг и брошюр в помощь лектору выпускают правления общества «Знание» союзных республик.

Широкую популярность приобрели издаваемые обществом «Знание» журналы «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Наука и религия», «Международная жизнь», «Слово лектора», бюллетени «Аргументы и факты», «НТР: проблемы и решения» и другие периодические издания.

— По всей стране идет перестройка. Отметается старое, отжившее, устанавливаются новые формы работы, новые производственные отношения. Как сказываются эти социальные процессы на деятельности Всесоюзного общества «Знание»?

- Важнейшую, если не сказать решающую, роль в успехе перестройки играет человеческий фактор. «Любые наши планы повиснут в воздухе,— говорил на съезде М. С. Горбачев,— если оставят равнодушными людей, если мы не сумеем пробудить трудовую и общественную активность масс, их энергию и инициативу. Повернуть общество к новым задачам, обратить на их решение творческий потенциал народа, каждого трудового коллектива — таково первейшее условие ускорения социально-экономического развития страны».

И тут, конечно, общество «Знание» может сыграть огромную роль. Новая экономическая, социальная, политическая ситуация требует осмысления; помочь людям понять суть происходящего — наша задача. Время предъявляет каждому все более высокие требования; сейчас важно быстро пускать в ход не только резервы производства, но прежде всего внутренние резервы личности. Культура мышления, система знаний и умение пользоваться ими, умение выбрать правильную позицию и в большом, и в малом деле, а потом активно эту позицию отстаивать — вот качества, ныне резко возросшие в цене. Деятельность нашего общества как раз и направлена на то, чтобы развивать, поддерживать эти качества в человеке.

Наша аудитория изменилась. Теперь никто не будет слушать «гладкую» лекцию, состоящую из одних общих мест; такие лекторы у нас не приживаются. Вопросы задают острые, о наболевшем. Встреча легко перерастает в разговор о самых главных проблемах сегодняшней жизни, о перестройке. Наша работа теперь и труднее, и интереснее, и ответственней.

Перестройка не может не касаться и лекционно-пропагандистской работы. И, осуществляя ее, мы исходим из основной цели — необходимости тесной связи лекционной пропаганды с жизнью людей, их практической деятельностью, с решением главной общепартийной, общенародной задачи: ускорением социально-экономического развития страны.

Это требует, чтобы организации общества «Знание» сосредоточили свое внимание на важнейших направлениях, обеспечивающих прогресс страны — развитие науки и техники и внедрение их достижений, утверждение демократии и гласности, активное использование новых форм организации труда и управления, нравственное очищение советского общества. Хотелось бы особо выделить две задачи, которые занимают большое место в деятельности общества «Знание». Во-первых, это необходимость убедить всех советских людей в необратимости перестройки, а также в том, что перестройка касается каждого человека, учить наши кадры мыслить н действовать по-новому, в духе современного поворотного момента в жизни нашего государства. Во-вторых, всемерно использовать все средства устной и печатной пропаганды в интересах непрерывного образования людей, воспитания у слушателей постоянной потребности в самообразовании. Осуществление этих задач требует обновления форм н методов лекционной деятельности, повышения активности и инициативы организаций Общества, их научно-методических органов. Президиум Правления Всесоюзного общества «Знание» наметил и осуществляет меры по усилению лекционной работы на таких важных направлениях, как ускорение научно-технического прогресса, борьба за рациональное использование ресурсов и высокое качество продукции, совершенствование управления и хозяйственного механизма, обучение основам информатики и вычислительной техники, развитие агропромышленного комплекса, пропаганда здорового образа жизни, норм коммунистической морали и нравственности, усиление патриотического, интернационального, атеистического воспитания трудящихся, и других.

Нужно откровенно признать, что в нашей работе накопилось немало недостатков. Приходится сталкиваться с многочисленными фактами формализма, пресловутой погони за свалом» и самой настоящей показухи. Бывает, что, судя по отчетам, и лекций читается вроде бы много, и «охват» слушателей достаточно широкий, а на деле лекции проходят при полупустых залах, а то и срываются. Так, в Молдавии при проверке выяснилось, что значительная часть лекций, которые фигурировали в отчетах республиканского Правления, на самом деле не были прочитаны. Многие трудовые коллективы республики вообще оставались вне сферы лекционной пропаганды.

Нам предстоит настойчиво преодолевать имеющиеся застойные явления в деятельности правлений, секций, лекторских коллективов, формализм и начетничество, внедрять творческую атмосферу в работу, подлинный демократизм и гласность.

Михаил Сергеевич Горбачев в своем докладе на январском (1987 года) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что конечная цель перестройки — это «...глубокое обновление всех сторон жизни страны, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие гуманистического характера нашего строя во всех его решающих аспектах — экономическом, социально-политическом и нравственном». Эти слова помогают увидеть генеральное направление перестройки работы Всесоюзного общества «Знание». Организации общества «Знание» немало

делают, чтобы теснее связать лекционную пропаганду с задачами ускорения научно- технического прогресса, решаемыми в стране. Я имею в виду, например, специальные меры по лекционно-пропагандистскому обеспечению программы развития машиностроения и других комплексных программ внедрения современных достижений науки и техники, передовых технологий.

Как известно, в союзных республиках, краях и областях разработаны региональные целевые научно-технические программы. Организации общества «Знание» стремятся теснее связать лекционную пропаганду с осуществлением этих программ. Хороший опыт в этом направлении имеется на Украине. Заслуживает внимания также опыт ленинградской организации по лекционному обеспечению территориально-отраслевой программы «Интенсификация-90».

Все более широкое распространение получают такие формы работы, как «Трибуна Академии наук», «Дни науки», «Трибуна министра», «Дни специалиста», циклы лекций «Наука — производству». Активно способствуют повышению технико-экономической подготовки и квалификации инженеров, техников, рабочих Дома научно-технической пропаганды. Первичные организации общества «Знание» вузов и научно-исследовательских институтов заключают договоры о творческом содружестве с промышленными предприятиями.

Например, уже ряд лет Центральный научно-исследовательский институт робототехнических комплексов сотрудничает с Ленинградским оптико-механическим объединением. Большая помощь оказывается им во внедрении в производственный процесс робототехники. Это потребовало широкого обучения заводских кадров. Свое слово сказали тут и лекторы организации общества «Знание» института.

В качестве примера активной, содержательной лекционной работы можно привести опыт первичной организации общества «Знание» московского производственного объединения «Красный пролетарий», которую возглавляет начальник бюро социологической службы завода, заслуженный работник культуры РСФСР Николай Михайлович Тихонов. Тематика читаемых в объединении лекций строится с учетом осуществляемой реконструкции предприятия, задач внедрения достижений науки и техники, экономических рычагов и стимулов. Лекторы своими средствами способствуют повышению престижности инженерного и конструкторского труда, укреплению дисциплины и порядка на каждом рабочем месте. В достижениях красно-пролетариев имеется и заслуга первичной организации общества «Знание». Вот такой, целеустремленной и эффективной, хотелось бы видеть деятельность всех организаций общества «Знание». Этого пока еще мы, однако, не добились.

Когда мы говорим о необходимости решительного поворота науки к нуждам народного хозяйства, значительного улучшения использования научно-технического потенциала, то необходимо иметь в виду, что столь же важна и максимальная восприимчивость производства к научно-техническим достижениям. В этом процессе особенно важна роль инженеров и техников. Общество «Знание* располагает всеми возможностями, чтобы лучше распространять среди них достижения науки и техники. Речь идет, скажем, об организации специальных циклов лекций для инженеров, инженерных факультетов в народных университетах и т. п. Это относится и к издательству «Знание». В выпускаемых им сериях — «Техника», «Радиоэлектроника и связь» и других — можно и нужно помещать больше разработок и различных сведений, которые были бы полезны инженерно-техническим работникам, изобретателям и рационализаторам производства.

Важно сегодня значительно улучшить работу общества «Знание» по распространению передового производственного опыта. Это и опыт ленинградцев по интенсификации производства и переводу промышленных предприятий и объединений на двух-трехсменную работу. Это и опыт коллективов АвтоВАЗа и Сумского научно-производственного объединения по переходу на принципы самофинансирования и самоокупаемости, это и опыт белорусских железнодорожников по организации и стимулированию труда. Это и опыт подмосковных строителей по совершенствованию капитального строительства н переводу его на принцип хозрасчета, это и другие ценные почины.

Успех дела, как известно, зависит от лекторских кадров. И нас не может не беспокоить тот факт, что значительная часть ученых и квалифицированных специалистов ведущих научных учреждений не участвует в лекционной пропаганде. Но имеют место и такие примеры, когда и при наличии хороших лекторов по научно-технической тематике организации общества «Знание» не проявляют заботы об их использовании. Очевидно, следует так вести планирование лекционной пропаганды, работу с заявками на лекции, чтобы лучше учитывать потребности н перспективы развития и технического перевооружения предприятий.

— Среди множества направлений пропаганды научных знаний, по которым ведет' свою работу общество «Знание», не могли бы вы, Юрий Константинович, вкратце охарактеризовать какое-нибудь одно, например то, что вам. быть может, ближе других,— пропаганду экономических знаний?

— Но экономическим проблемам выступает около двухсот тысяч лекторов, ими читается ежегодно полтора миллиона лекций. В народных университетах экономических знаний занимаются 740 тысяч человек.

Имеется немало примеров содержательной и довольно эффективной работы по экономическому образованию. Так, уже много лет действует в Свердловске общественный институт по экономике и управлению, слушателями которого являются руководители, главные инженеры, начальники цехов, экономисты и другие специалисты объединений, предприятий промышленности, транспорта и связи, торговли города. За период учебы они получают нужные им знания и навыки по экономике и управлению. Успешно работают в Свердловске также постоянно действующие семинары для лекторов- экономистов по проблемам сегодняшнего дня.

Однако в пропаганде экономических знаний имеется, к сожалению, немало недостатков и издержек. Зачастую догматически подходят лекторы к освещению актуальных проблем экономической теорий социализма, тенденций развития производительных сил и производственных отношений в условиях научно-технической революции. Хотелось бы, чтобы с большей эффективностью велась пропаганда улучшения качества продукции, рационального использования сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, борьба за укрепление дисциплины н порядка на производстве. Важна роль лекторов в освещении таких интересующих слушателей вопросов, как, например, экономика и право, экономика и наука, экономика и ценообразование, экономика и материальный интерес, и других. Значительно большим может и должен быть вклад организаций общества «Знание» в осуществление новых методов хозяйствования, самоокупаемости и самофинансирования, хозрасчетных форм организации труда, индивидуального подряда.

— Поскольку Всесоюзное общество «Знание» образовано в 1947 году, все его круглые юбилейные даты по счастливому стечению обстоятельств всегда будут совпадать с юбилейными годовщинами Октябрьской революции 1917 года. Как на этот раз готовитесь вы к празднованию семидесятилетия Великого Октября?

— В Ленинграде недавно состоялся всесоюзный семинар лекторов «Курс XXVII съезда КПСС — продолжение дел Великого Октября», в котором приняли участие и наши коллеги из социалистических стран. Повсеместно организованы циклы лекций по юбилейной тематике, общественно-политические чтения «Великий Октябрь и современность», проводятся коллективные выходы ведущих ученых в трудовые коллективы. Ведущие лекторы-обществоведы отправятся также в зарубежные поездки с лекциями, тематически связанными с семидесятилетием Великой Октябрьской социалистической революции. Организациям общества «Знание» на местах будет оказана всяческая помощь в проведении семинаров, лекций, конференций и других мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Октября. Издательством «Знание» выпускается библиотечка «Великий Октябрь и современность». Кроме того, некоторые мероприятия общество «Знание» планирует провести совместно с другими организациями. Например, примет участие в организуемых Академией наук СССР и Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС научно-теоретических конференциях. Разумеется, все это — лишь примеры.

— С памятного многим Рязановского фильма «Карнавальная ночь», в котором артист Сергей Филиппов так талантливо сыграл роль докладчика «из общества по распространению», в сознании живет этот комический образ лектора. И в то же время за прошедшие годы не вышло, насколько помнится, ни одного кинофильма, пьесы, романа, повести или хотя бы рассказа, где действовал бы умный, квалифицированный, нужный людям лектор. Согласитесь, это не способствует повышению престижа лекционной пропаганды.

— Конечно, не способствует. Но образ нашего лектора, образ сотрудника общества «Знание» создается в сознании людей прежде всего не кинофильмами и литературными произведениями, а нашей собственной работой. И если она будет хорошей, то тогда, быть может, и деятели культуры тоже проявят интерес к нашему труду. Наша организация не только служит обществу, но и сама является общественной: представители интеллигенции за счет личного свободного времени ведут в ней благородную деятельность по распространению знаний. И мы гордимся тем, как высоко оценивает этот труд наша партия.