Проверь тормоза!

Каждый, кто видел эскалаторы Московского, Ленинградского или Киевского метрополитенов в «часы пик», представляет себе, жизнь скольких людей зависит от надежности этой «лестницы-чудесницы». Поэтому ее тщательно обслуживают и постоянно проверяют. Вот только делают это зачастую вручную.

Одна из самых важных характеристик эскалатора – тормозной путь, то есть расстояние, которое его лента должна пройти при экстренной остановке. Его определяют каждое утро после ночного перерыва или после ремонтно-ревизионных работ. Для этого измеряют расстояния между метками, соответствующими моменту отключения машины и моменту полной остановки лестничного полотна. Метки наносятся вручную. В измерениях участвуют не менее двух человек, а погрешность определения тормозного пути составляет более десяти процентов. И это в то время, когда каждый процент, что называется, на счету.

Специалисты Опытно-электромеханического завода Московского метрополитена и ВНИИ железнодорожного транспорта разработали устройство для измерения тормозного пути эскалатора.

Оно измеряет тормозной путь и при нескольких остановках подряд подсчитывает его нарастающим итогом. Кроме того, в устройство можно ввести заданные пределы пути, и оно определит отклонение от этих пределов.

Создать подобную электронную систему в наши «компьютерные дни» — дело нехитрое. Соль только в том, откуда взять и как ввести информацию, которую потом лихо подсчитает электроника. Авторы прибора выбрали, пожалуй, самый оригинальный н при этом простой вариант. Они не стали связываться с движением ленты эскалатора, а здраво рассудили, что поскольку эту ленту движет тяговая звездочка, то расстояние, пройденное полотном, пропорционально числу оборотов звездочки, а значит, и числу зубьев, прошедших мимо некоторой точки, куда можно поставить датчик.

Ну а дальше все просто. При вращении тяговой звездочки датчик фиксирует наличие или отсутствие зуба перед ним, и число импульсов на его выходе равно числу прошедших зубьев. Эти импульсы можно сосчитать, просуммировать и автоматически вычислить расстояние, пройденное полотном.

Если тормозной путь выходит за пределы, определенные техническими условиями, то на индикаторе высвечивается сигнал: «Тормозной путь больше нормы». Устройство постоянно устанавливается на эскалаторе, и для его обслуживания не требуется специального персонала. Простота сбора информации позволяет накапливать ее за долгий период и, обрабатывая, получать график изменения тормозного пути от времени эксплуатации, нагрузки эскалатора и так далее.