Опираясь на воздушную пленку

Деятельность научных сотрудников кафедры подъемно-транспортных машин и оборудования Новочеркасского политехническое© института, работающих над совершенствованием и расширением сфер применения транспортных средств на воздушной пленке, очень актуальна. Именно на погрузочно-разгрузочных н транспортно-складских операциях до сих пор самый высокий уровень ручного труда.

Между опорой-модулем новой машины и поверхностью, по которой она перемещается,— тончайший слой воздуха (пленка). Разработаны различные виды этих опор, можно сказать, «на все случаи жизни», то есть на грузы от одной тонны до двенадцати. Для каждого конкретного производства — свой вариант. Даже крупные грузы, весом более 150 тонн и габаритами более десяти метров, перемещают уже с помощью новых машин на судостроительных, авиационных и машиностроительных предприятиях. При этом такие системы работают и в пожароопасных помещениях, ведь подается-то воздух, никаких кабелей высокого напряжения.

Некоторые разработки совмещают транспортные функции с технологическими. Скажем, загрузочное устройство для подачи в зев пресса легкодеформируемого материала без применения дорогостоящих металлических поддонов. Впервые у нас в стране разрабатывают «пленочные» машины для перевозки древесноволокнистых и древесностружечных плит. Благодаря применению новинок НПИ на Воронежском заводе кузнечно-прессового оборудования неузнаваемо упростилась и ускорилась такая операция, как установка штампов в пресс.

Грузовые платформы на воздушной пленке позволяют перемещать грузы в закрытых камерах при технологической обработке изделий, сборке, окраске, термических операциях, хранении, выдержке... Платформы оснащены пультами управления, которые в зависимости от условий эксплуатации либо встроены в саму платформу, либо переносные.

Одна из новейших разработок — опоры-модули с эластичным уплотнением типа «тор», позволяющим использовать отслужившие камеры автомашин. Машины с эластичным уплотнением более выносливы. Подобные опоры-модули — вездеходы — смогут освоить даже грунтовые и проселочные дороги, зачастую непроходимые для колесного транспорта.

Кто знает, может быть, мы стоим у колыбели принципиально нового вида транспорта, способного осуществлять перевозки людей и грузов в уже недалеком двадцать первом веке.