Хозяин. Хозяйство. Хозяйствование

Дело, начатое нашими предшественниками семьдесят лет назад,— дело переустройства общества на коллективистские, справедливые основы продолжается. Советская экономика вступила в качественно новую полосу. Все предшествующее развитие объективно привело к этому.

К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали исходные положения о народном хозяйстве при социализме: производство должно базироваться на общественной собственности на средства производства, развиваться планомерно, экономично, цель этого развития — максимальное удовлетворение потребностей общества в целом и каждого его члена. Развивая эти положения, В.И. Ленин разработал основные принципы управления экономикой при социализме. «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих,— писал В. И Ленин,— тот неминуемо будет на каждому шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы».

На заре Советской власти были сформулированы такие принципы управления экономикой нового общества, как плановость, демократический централизм, использование товарно-денежных отношений, материальная заинтересованность и ответственность за результаты труда, всенародный учет и контроль, единоначалие и коллегиальность в руководстве, подбор кадров по политическим и деловым признакам и другие положения. На каждом этапе развития народного хозяйства и общества они наполнялись особым содержанием, время и обстоятельства выдвигали на первый план разные их аспекты, но никогда ни один из них не терял для нас глубокого смысла и актуальности.

Например, в годы военного коммунизма, когда все силы и ресурсы истощенной республики были брошены на борьбу за ее существование, товарно-денежные отношения почти полностью разрушены, глава молодого государства считал необходимым опираться в экономике не только на энтузиазм строителей новой жизни, но и на их материальную заинтересованность работать лучше. В 1918 году он предлагал вознаграждать выдающиеся коммуны, сокращая рабочий день, повышая заработок, предоставляя большое количество благ их работникам. Еще определённее выскажется он об этом во время перехода к новой экономической политике: «Ударность есть предпочтение, а предпочтение без потребления ничто... Предпочтение в ударности есть предпочтение и в потреблении. Без этого ударность — мечтание, облачко, а мы все-таки материалисты». Но — и это хотелось бы подчеркнуть — экономические рычаги управления В.И. Ленин считал важными и в предшествующую эпоху: в предписании ВЦИК от 4 мая 1918 года содержалось специальное требование соизмерять «заработок с общими итогами работы фабрики».

Особенно большой вклад в теорию социалистического хозяйствования В.И. Ленин внес в связи с переходом к новой экономической политике. Он считал, что военный коммунизм надо поставить нам в заслугу. Но необходимо знать и настоящую меру этой заслуги. «„Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой». Попытка перейти непосредственно к коммунизму через продразверстку, прямой продуктообмен привела, по словам В.И. Ленина, к поражению гораздо более серьезному, существенному и опасному, чем поражение, нанесенное Колчаком, Деникиным или Пилсудским. «Новая экономическая политика,— писал он, есть та форма, при которой учиться хозяйничанью мы начнем настоящим образом».

Под настоящим «хозяйничаньем» прежде всего понимается умение вести дело эффективно, рачительно, безубыточно. Именно безубыточность работы предприятий — критерий ее эффективности. Так товарно-денежные отношения — безубыточность есть непременный их атрибут — становились инструментом подъема социалистической экономики. Доленинская экономическая мысль отводила товарно-денежным отношениям место антагониста социалистической природе общества. Считалось, что общественная собственность исключает деньги, товар, торговлю, кредит, цены. Настаивая на прибыльности государственных трестов, В.И. Ленин усматривал в ней наиболее объективную оценку их деятельности, ведь прибыль складывалась под влиянием всех факторов общественных экономических отношений, потребительского спроса и предложения.

Когда промышленности начал угрожать кризис из-за того, что хозяйственники нового поколения не сразу научились учитывать динамику спроса, он писал: «Нужна проверка, настоящая проверка, да проверка не такая, что ЦКК исследует и вынесет порицание, а ВЦИК назначит взыскание,— нет, а проверка настоящая с точки зрения народной экономики».

В материалах XI партийной конференции (декабрь 1921 года) сказано о необходимости использовать товарно-денежные отношения: «Основной задачей РКП в данный момент в области хозяйства является руководство хозяйственной работой Советской власти в том направлении, чтобы, исходя из наличия рынка и считаясь с его законами, овладеть им и путем систематических, строго обдуманных и построенных на точном учете процесса рынка экономических мероприятий взять в свои руки регулирование рынка и денежного обращения». Далее в решениях конференции указывалось, что борьба между капитализмом и социализмом переносится на экономическую почву, где социалистическая промышленность «должна, применяясь к условиям рынка и методам состязания на нем, завоевать свое решительное господство».

Добиться этого можно, лишь научившись узнавать и научно оценивать потребности людей и в соответствии с этими потребностями, их динамикой, изменениями, быстро и решительно предпринимать хозяйственные маневры, то есть в конце концов, предлагая нужные товары в нужном количестве и лучшего качества, в этой экономической борьбе вытеснить оставшиеся еще капиталистические, мелкобуржуазные элементы с внутреннего рынка, а потом успешно конкурировать с товарами развитых капиталистических стран на рынке внешнем. «В центре всего сейчас — торговля,— писал В.И. Ленин,— в первую очередь внутренняя, потом внешняя; в связи с торговлей, на базе торговли восстановление рубля».

Такую гибкость, маневренность, деловитость могут проявлять люди лишь в том случае, когда они ощущают себя подлинными хозяевами производства и общества. Это отвечает главному принципу социализма, передавшего средства производства народу. Это отвечает и потребности экономики в самостоятельном, инициативном хозяине на каждом предприятии, на каждом рабочем месте. Особенность социалистической системы состоит в том, что все работники предприятий участвуют в принятии хозяйственных решений и материально ответственны за их итоги в интересах общества, которое они составляют и представляют как сохозяева общественных средств производства, в интересах своего трудового коллектива и в своих личных интересах. Именно социализм, отмечал В.И. Ленин, развивает местный почин, инициативу, самостоятельность. На место миллионов механических исполнителей, как это свойственно капитализму, социализм ставит миллионы талантов.

Реальной формой сохозяйской организации трудящихся Ленин считал кооперацию. «...Социалистическое общество есть один большой кооператив»,— говорил он на собрании партийных работников Москвы 27 ноября 1918 года. В статье «Очередные задачи Советской власти» писал: «Задача Советской власти...— распространить кооперативные организации на все общество, чтобы превратить всех граждан данной страны поголовно в членов одного общенационального или, вернее, общегосударственного кооператива». Речь, таким образом, идет не только о кооперации в сельском хозяйстве, а о несравненно большем — о хозяйском отношении трудящихся к общественным средствам производства в масштабе «данной страны».

Исторически сложилось так, что враждебное капиталистическое окружение, культурная отсталость, форсированные темпы индустриализации, война и последующий период «холодной войны» выдвигали централистскую сторону в управлении хозяйством на первое, исключительное место в организации деятельности всего общества. В той или иной мере это было характерно и для других стран, встававших на путь социализма. Поэтому XXVII съезд КПСС отметил: «...было бы наивным представлять, будто чувство хозяина можно воспитать словами». Поставить трудящегося в реальное положение сохозяина, совладельца общественных средств производства — значит пустить в дело такие социально-экономические резервы эффективного труда, которые неподвластны любому другому общественному строю.

Экономическая форма инициативной самостоятельности предприятий — хозрасчет. Их относительная обособленность в хозяйственной жизни определяла возможность и необходимость самим принимать решения по многим конкретным вопросам производства: в снабжении, сбыте продукции, подготовке кадров и так далее. Главное требование: полная и всесторонняя материальная ответственность за безубыточность своего производства, за рентабельность работы, то есть за удовлетворение потребностей общества при рациональном расходе ресурсов.

Перевод государственных предприятий на хозяйственный расчет В.И. Ленин считал исключительно важным шагом. «Я думаю,— писал он,— что тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело отвечали за безубыточность своих предприятий».

Такой подход требовал настоящей инициативы, а она — широкой самостоятельности, наделения трестов всеми необходимыми правами. По словам В.И. Ленина, заводоуправления «...должны самостоятельно ведать установлением размеров зарплаты и распределения дензнаков, пайков, прозодежды н всяческого иного снабжения при максимальной свободе маневрирования, при строжайшей проверке фактических успехов в повышении производства и безубыточности, прибыльности его, при серьезнейшем отборе наиболее выдающихся и умелых администраторов». При этом В.И. Ленин требует «закрывать якобы торговые, на деле же бюрократически-коммунистические торговые и фабричные «потемкинские деревни». «...Нам, РСФСР, нужна не святость, а умение вести дело».

Однако расширение прав предприятий и трестов, их самостоятельность в решении многих хозяйственных вопросов не означали ослабления централизованного начала.

Социализм, говорил В.И. Ленин, «есть построение централизованного хозяйства, хозяйства из центра».

Необходимость жесткой централизации всей экономики в самые первые годы Советской власти диктовалась острой нехваткой самого необходимого для жизни и победы в гражданской войне. «При крайней нужде в продовольствии, например, естественно и неизбежно было величайшее ограничение самостоятельности мест в употреблении собранного хлеба. С надлежащим контролем и в меру увеличения запасов хлеба надо увеличить эту самостоятельность. Этим можно и должно достигать уменьшения бюрократизма, сокращения перевозок, поощрения производства, улучшения положения крестьян и рабочих».

Переход к нормальной экономической жизни означал переход к новым формам централизма, но никак не отказ от него. «...Предприятия вообще не могут функционировать правильно, если нет единства воли, связывающего всю наличность трудящихся в один хозяйственный орган, работающий с правильностью часового механизма».

В ноябре 1921 года В.И. Ленин пишет Г. М. Кржижановскому: «...Новая экономическая политика не меняет единого государственного хозяйственного плана и не выходит из его рамок, а меняет подход к его осуществлению». Одновременно с переводом промышленности на хозрасчет создается Госплан. Г. М. Кржижановский позже отметил: «...Не является исторической случайностью то обстоятельство, что знаменитый поворот от продразверстки к продналогу, с его свободой «местного оборота», по времени как раз совпадает с организацией Госплана. В дальнейшем мы увидим по запискам и письмам В.И. Ленина, какую роль придавал он работе Госплана как раз в этот период весны 1921 года и как часты были в это время его инструкции работникам Госплана».

В новых условиях предстояло прежде всего преодолеть недостатки, обнаружившиеся в работе центральных органов управления хозяйством на предшествующем этапе. Как отметил IX съезд РКП (б), «...те методы централизма, которые явились результатом первой эпохи экспроприации буржуазной промышленности и которые неизбежно привели к разобщенности предприятий на местах... имели своим последствием те чудовищные формы волокиты, которые наносят непоправимый ущерб нашему хозяйству».

Первый председатель Госплана Г. М. Кржижановский в брошюре «Хозяйственные проблемы РСФСР и работа Государственной общеплановой комиссии», высоко оцененной В.И. Лениным, анализирует уроки предшествующего периода. Центр имел явно недостаточную информацию о положении дел на местах, о действительных резервах производства, и предприятия, выполняя директивы «сверху», выпускали изделия, «...которые случайно представляли минимум сопротивления для формально удачного выполнения производственных задач». Причем составленные в центре производственные программы требовали максимального количества продукции без серьезного учета имеющихся ресурсов и цены, которую приходилось платить за результат: «Безмолвно предполагается, что государственная власть является какой-то чудодейственной силой для удовлетворения потребностей страны в любых пропорциях». Это приводило к распылению и без того бедных ресурсов, не давало возможности использовать их мало-мальски эффективно.

Подход ко всем предприятиям, как хорошо, так и плохо работающим, был один и тот же, произошла «нивелировка ударности». Субъективизм и волюнтаризм были неизбежным следствием попытки все, вплоть до мелочей, решать в центре. Неоправданно большой объем деятельности не позволял поставить ее на научную основу, захлестывала «текучка». Центр оказался, по словам Г. М. Кржижановского, властным «внешним образом». Лишенные права на инициативу, местные органы пытались компенсировать ошибки централизованного руководства «единоличными партизанскими действиями», которые исправляли положение в каком-то конкретном случае, но в итоге лишь увеличивали неразбериху.

Такие методы не могли обеспечить действительное централизованное плановое руководство экономикой. IX съезд РКП (б) заявил о необходимости перейти «...от нынешних форм централизма, носящего на себе еще следы капиталистических трестов, к подлинному социалистическому централизму, охватывающему единым планом хозяйство во всех его отраслях и во всех частях страны». И для этого съезд признал нужным существенно расширить самостоятельность местных хозяйственных организаций.

В.И. Ленин неоднократно указывал, что основа управления социалистическим производством — план. Централизованный план, составленный высшими органами управления на основе обширной информации о процессах, идущих в народном хозяйстве и обществе в целом, план, определяющий наилучшие пути развития с учетом максимальной экономичности, минимальной стоимости продукции в общественном масштабе на длительную перспективу. При этом под меньшими затратами понималась не абсолютная экономия средств, а дополнительные вложения, но лишь те, что повышают общую эффективность хозяйствования. Так, обосновывая необходимость выше оплачивать труд специалистов, В.И. Ленин называл эту меру экономным хозяйствованием, считая, что, экономя несколько сот миллионов, мы можем потерять миллиарды.

Главная задача централизованного планирования и руководства, по мнению главы первого социалистического государства, состояла в том, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов с позиции развития общества в целом. «Единого государственного плана хозяйства у нас пока почти еще не чувствуется. Преобладает стремление «поднять» все и вся, все отрасли хозяйства, даже все предприятия, оставшиеся по наследству от капитализма». «Если распределение является орудием политики, восстанавливающей нашу промышленность, то необходимо содержать те промышленные предприятия, которые сейчас действительно нужны, и безусловно не содержать те предприятия, которые нам сейчас не нужны, чтобы этим получить экономию топлива, экономию продовольственных продуктов. Мы в этом отношении хозяйничали в течение целого ряда лет с громадными недостатками. Теперь надо их исправить».

Одним из первых шагов Госплана В.И. Ленин предлагал «...попытаться выделить и подсчитать: (а) предприятия (с числом рабочих), которые безусловно необходимы государству, и (б) предприятия — с числом рабочих на них, — которые держатся по традиции, по рутине, по нежеланию рабочих переменить профессию и местожительство и т.п. и которые следовало бы закрыть с точки зрения рационального хозяйничания и перевода промышленности в немногие лучшие заведения, работающие в несколько смен. Общие итоги той и другой категории. Расчет понижения пайка для второй категории, чтобы этим создать стимул к ликвидации этих предприятий

Значение этих слов нельзя понять без учета особенностей 1921 года, но нельзя и ограничиться лишь отсылкой к этим особенностям. В конкретной исторической и экономической ситуации тут проводится общий принцип социалистического хозяйствования: направление ресурсов в первую очередь на наиболее эффективные цели. В план включались лучшие предприятия, имевшие совершенную технику, квалифицированные кадры. Причем отбор предполагалось делать именно на основе централизованного плана, а не ждать, пока слабые заводы и фабрики сами убедятся в нерациональном использовании предоставленных им ресурсов.

Централизм обеспечивал развитие хозяйства в нужном для общества направлении и темпе, сбалансированность хозяйства, рациональное распределение ресурсов между отраслями и районами, устанавливал приоритеты экономических и социальных задач. Самостоятельность первичных звеньев экономики позволяла наиболее эффективно решать конкретные задачи производства, предусматривала полную материальную ответственность за ведение дела, вставала заслоном на пути возможных извращений, с которыми часто связана неограниченная власть центральных органов управления. «...Демократический централизм нисколько не исключает автономию, а напротив — предполагает ее необходимость», — писал В.И. Ленин. В самостоятельности «на местах» он видел опору для борьбы с величайшей опасностью — бюрократизмом.

«...Главная помощь, в этом отношении, идет и придет с мест»,— писал В.И. Ленин, подчеркивая, что нужно не одностороннее подчинение, а взаимный контроль центра и мест. Необходимо «контролировать местным опытом и местным надзором работу центрального аппарата и обратно, достигая этим устранения волокиты и бюрократизма». Предполагалось «установить особую ответственность центральных учреждений за тормоз по отношению к местной инициативе и за недостаточную ее поддержку». «Нужно, чтобы места сюда привозили результаты своего практического опыта: я сделал то-то, но мне мешало центральное учреждение, а я сделал так, что подчинил центральное учреждение».

Чтобы не «...забюрократизировать дело с планом государственного хозяйства», В.И. Ленин стремился преодолеть «чисто бюрократическое творчество», порождавшее массу инструкций и положений, которые, регламентируя деятельность предприятий, сковывали их инициативу. Перед тем, например, как начать составление одной инструкции Совета Труда и Обороны, было решено просить ВЦИК устроить совещание с местными хозяйственниками и узнать у них, не будет ли им мешать такая инструкция.

Какие качества нужны руководителю Госплана? «Я думаю, что такой человек должен обладать не столько администраторскими качествами, сколько широким опытом и способностью привлекать к себе людей». «Администрирующая сила тут по сути дела должна быть подсобной».

Но дело не только в личных качествах людей, управляющих экономикой. Должен быть механизм, который обеспечил бы ответственность за каждое принимаемое решение. Характерно, что В. И Ленин ставил вопрос о развитии хозрасчетных начал в органах управления. Предлагалось внедрить хозрасчетные принципы работы в деятельность объединений, Наркомвнешторга, Центросоюза, Госбанка, Высшего совета народного хозяйства, поощрять их работников премиями в зависимости от прибыли, размеров оборота. Это был важный штрих в модели хозрасчета, которую В.И. Ленин рассматривал как органичный атрибут социализма.

1920—1922 годы занимают особое место в истории страны, в нашем экономическом опыте, в развитии ленинской теории управления социалистическим хозяйством. Именно на этом переходном от одного типа хозяйствования к другому этапу, на этапе перестройки, были сформулированы многие положения, не потерявшие актуальности по сей день. Тогда сложилась формула достижения экономической эффективности хозяйствования в соответствии с основными принципами социализма. Централизованное руководство для разработки стратегии экономического и социального развития. Самостоятельность предприятий на хозрасчете, предполагавшем их полную материальную ответственность за результаты дела. Товарно-денежные отношения как инструмент оценки эффективности всех звеньев экономики, организации связей между предприятиями, между производителями и потребителями, согласования спроса и предложения. Демократизм, гласность, хозяйское участие каждого трудящегося в управлении делами коллектива и общества. И в целом общий ленинский взгляд на перспективу: «Никто не может нас погубить, кроме наших собственных ошибок».