Эвгемер

Эвгемер (Евгемер) из Мессены (греч. Εΰήμερος; жил около 300 до н. э.) — греческий философ из школы киренаиков, живший при дворе македонского царя Кассандра.

Ему принадлежит сочинение «Священный список» (греч. Ίερά άναγραφή), в латинском переводе Энния названное «Священной историей».

Эвгемер был известен своим учением (которое позднее вошло в историю религии как «эвгемеризм»), согласно которой вера в богов возникла из культа умерших людей, возведенных за свои заслуги на степень божеств.

Примеры эвгемеризма встречаются в греческой литературе задолго до Эвгемора, который только возвел в систему единичные опыты низведения богов и героев в разряд смертных. Согласно этой системе Атлас, держащий на своих плечах небо, превращается в мудрого астронома, бог ветров Эол — в искусного мореплавателя, одноглазый Полифем — в хитреца, об уме которого символически свидетельствует помещенный посередине лба глаз, и т. п.; мифы и сказания о богах и героях принимают вид правдоподобных повестей о простых смертных. Эвгемеризм нашел себе деятельную поддержку у апологетов христианства — Лактанции, Августине и др., для которых он служил примером несостоятельности языческого многобожия. Ту же систему проводят в своих соч. Банье — «La Mythologie et les fables expliqué es par l’histoire» (П., 1738), Моро-де-Жоннес — «Les temps mythologiques, essai de restitution historique» (П., 1876), Рауль-Рошет, С.-Круа и другие. Ошибка эвгемеризма состоит в том, что он политеистическую религию считает измышлением нескольких отдельных лиц. Понимание политеизма как миросозерцания, присущего человечеству на известной степени его культуры, неизбежно приводит к полному отрицанию эвгемеризма.

Литература

  • R. de Block, «Euh émè re, son livre et sa doctrine» (Монс, 1876).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home