Роде, Альфред Франц Фердинанд

А́льфред Франц Фе́рдинанд Ро́де (нем. Alfred Rohde; 24 января 18927 декабря 1945) — выдающийся немецкий искусствовед, специалист по янтарю, автор многочисленных книг. Особую известность Роде принесли его работы о янтаре.

Содержание

Краткая биография

Альфред Роде родился в Гамбурге. Его отцом был Франц Роде, матерью — Мария Роде. По национальности оба — немцы, по вероисповеданию — лютеране-евангелисты.

Будучи в звании сначала солдата, а в последствии — лейтенанта Роде принял участи в Первой мировой войне. Был тяжело ранен, и позднее сильно страдал от этого.

С 10 сентября 1921 года Роде был женат на Ильзе Флинтч (свадьба состоялась в Гамбурге). Дети — Лотти и Вольфганг.

Роде изучал историю искусств в Марбурге, Мюнхене и Париже. Диссертация Роде называлась «Алтарь папы и мастер Бертрам из Миндела».

Профессиональный путь Роде начинался в музеях Гамбурга, где он проработал много лет. Позднее Роде некоторое время работал в художественном музее города Бреслау (ныне Вроцлав на территории Польши). С 1926 года — директор городских художественных собраний Кёнигсберга (ныне Калининград в России). Роде занимал эту должность вплоть до штурма города советскими войсками 69 апреля 1945 г.

Начиная с 1912 года Роде опубликовал большое число искусствоведческих исследований. Были опубликованы следующие книги: «Научный инструмент» (Лейпциг, 1929), «Кёнигсберг — Пруссия» (Лейпциг, 1929), «Янтарь — немецкий материал» (Берлин, 1937), «Молодой Коринт» (Берлин, 1942), «Книга о янтаре» (Кёнигсберг, 1937), «Кёнигсбергские художники поколения Симона Даха» (Кёнигсберг, 1938), «Художники Кёнигсбергсокого бидермайера» (Кёнигсберг, 1940).

Постепенно основную сферу интересов Роде стал составлять янтарь. Наибольшую известность принесла ему монография «Янтарь — немецкий материал», которая до сих пор не устарела и остаётся «библией» для специалистов по янтарю и янтарных дел мастеров.

Будучи директором кёнигсбергских городских собраний (располагавшихся в ставшем к тому времени музеем замке) Роде в течении пятнадцати лет занимался пополнением, систематизацией и изучением городских янтарных коллекций. Он приобретал для музея художественные произведения из янтаря у частных коллекционеров, каталогизировал коллекции, организовывал выставки.

Кроме работы с янтарём Роде принимал активное участие в деятельности основанного в 1842 году союза художников. По его инициативе союз художников ежегодно проводил в расположенном неподалёку от башни Врангеля художественной зале выставки работ восточно-прусских художников.

О деятельности Роде в годы Второй мировой войны — см. ниже.

Точная дата и причина смерти Роде неизвестна. Роде умер где-то в конце 1945 года. В российской историографии традиционной считается точка зрения, в соответствии с которой Роде покончил жизнь самоубийством. Однако, по мнению дочери Роде, Альфред Роде и его жена умерли от голодного тифа, разделив судьбу многих оставшихся в Кёнигсберге немцев.

О личной жизни Роде известно очень немногое. У него был очень замкнутый характер. В быту Роде был очень скромен, на работе пользовался уважением у коллег.

Роде не был членом НСДАП, хотя и не стеснялся в интересах искусства сотрудничать с видными деятелями фашистской партии. В своих деловых письмах Роде рядом с подписью писал и «Хайль Гитлер!».

По мнению Герхарда Штрауса, бывшего в 19431944 годах сотрудником Инспекции по охране памятников Восточной Пруссии, внутренне Роде скорее симпатизировал левым партиям. Большинство его немногочисленных друзей тоже были людьми левых политических взглядов.

На левую политическую ориентацию Роде указывает так же и то, что он скупал в больших количествах современные произведения искусства, конфискованные в 1936 году Гиммлером, Розенбергом и Гёббельсом («искажённое искусство» по мнению фашистов).

Роль Роде в судьбе утраченных в годы Великой отечественной войны культурных ценностей

Очень противоречива роль Роде в судьбе культурных ценностей, похищенных фашистской Германией из оккупированных районов Советского Союза. В советской историографии Роде часто обвиняли в организации расхищения культурных ценностей и (после окончания войны) сокрытии от советского государства мест захоронения культурных ценностей на территории Калининградской области. Нередко Роде даже приписывали фашистские взгляды (которых он, скорее всего, не разделял — см. выше) и русофобию. Однако уже упоминавшийся Герхард Штраус утверждал, что «Во всяком случае, перед Советским Союзом он (Роде) страха не имел, а также не имел и плохого намерения».

Неопровержимым фактом является то, что Роде принимал активное участие в размещении в Кёнигсберге вывезенных из Советского Союза культурных ценностей. Более того, в своём письме гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху от 9 августа 1941 года Роде настаивал на том, что Янтарная комната должна быть перевезена из Царского Села в Кёнигсберг как можно скорее.

Однако вполне возможно, что Роде действительно верил, что своими действиями он способствует сохранению культурных ценностей. К разграблению же оккупированных регионов фашистами он относился крайне негативно. Вот что рассказал по этому поводу Герхард Штраус: «Я точно припоминаю, как он (Роде) с большим негодованием относился к нацистам — грабителям произведений искусства во время показа мне в замке картин из Киева…»

Кроме того, Роде был настоящим фанатиком янтаря, и неудивительно, что он не упустил возможность сделать янтарную комнату экспонатом кёнигсбергского замка. Позднее Роде категорически отказался передать янтарную комнату будущему главному музею Рейха в Линце.

Весной 1945 года, отправив детей во внутренние районы Германии, Роде вместе с женой отказались эвакуироваться из Кёнигсберга. Видимо, привязанность Роде к кёнигсбергским художественным коллекциям оказалась сильнее инстинкта самосохранения.

После штурма Кёнигсберга для розысков янтарной комнаты в Кёнигсберг прибыл профессор А. Я. Брюсов. На словах Роде согласился сотрудничать с Брюсовым, но фактически Роде давал крайне путаные ответы, и поиски таким образом практически ни к чему не привели.

Такое поведение Роде может объясняться разными причинами. Во-первых, несмотря на то, что Роде скорее всего не разделял взглядов фашистов, за двенадцать лет фашизма он, как и большинство немцев, не мог не стать жертвой пропаганды, и вряд ли он испытывал особые симпатии к русским. Возможно также, что Роде боялся расправы в случае если он выдаст местонахождение янтарной комнаты.

К тому же Брюсов изначально, по его собственным заявлениям, видел в Роде «матёрого фашиста» и «алкоголика», с которым следовало «хорошо поговорить» в соответствующем учреждении. Вряд ли при таком подходе могла идти речь о доверии двух искусствоведов друг другу и конструктивном сотрудничестве.

Зимой 1945 года Роде и его жена умерли при невыясненных обстоятельствах.

Использованная литература

  • Овсянов А. П. В руинах старого замка. Очерки о поисках утраченных культурных ценностей. — Калининград:«Янтарный сказ», 1997.
  • Овсянов А. П. Янтарная комната: Возрождение шедевра/П. О. Овсянов; под редакцией Т. Г. Тетенькиной. — Калининград:«Янтарный сказ», 2002.
  • Bruhn Peter Bibliographie Bernsteinzimmer (Международная библиография публикаций о Янтарной комнате от 1790 до 2003) Berlin 2004. 468 стр.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home