Т-27

Т-27 серийный
Боевая масса, т 2,7
Компоновочная схема впереди трансмиссия, в центре двигатель, сзади экипаж
Экипаж, чел. 2
Количество выпущенных, шт 3295
Размеры
Длина корпуса, мм 2600
Ширина корпуса, мм 1825
Высота, мм 1443
Клиренс, мм 240
Бронирование
Тип брони гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 10/52°, 10/75°, 10/90°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 10/195°
Борт корпуса (верх), мм/град. 10/90°
Борт корпуса (низ), мм/град. 10/90°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10/90°
Корма корпуса (низ), мм/град. 6/90°
Днище, мм 4
Крыша корпуса, мм 6
Лоб башни, мм/град. 10/30°(верхние колпаки)
Маска орудия, мм/град. 10 (щиток пулемета)
Борт башни, мм/град. 6/35°(верхние колпаки)
Корма башни, мм/град. 6/30°(верхние колпаки)
Вооружение
Калибр и марка пушки нет
Пулемёт(ы) 1 - 7,62 мм ДТ
Боекомплект пулемёта(ов) 2520
Подвижность
Тип двигателя Карбюраторный
Модель двигателя Форд-АА (ГАЗ-АА)
Запас хода по шоссе, км 110
Запас хода по пересеченной местности, км 60
Тип подвески блокированная полужесткая
Ширина гусеницы, мм 150
Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересеченной местности, км/ч 16
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,66
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Ширина преодолеваемого рва, м 1,2
Преодолеваемый брод, м 0,5

Т-27советская танкетка. Выпускалась в 1931-1934 годах.

Содержание

Компоновка

Т-27 являлась классической танкеткой, не имеющей башни. Компоновка танкетки отличалась большой плотностью. В передней части корпуса находилась трансмиссия, в средней части - двигатель и в задней части - экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира-пулемётчика). В верхней части корпуса имелось 3 откидывающихся колпака, закрывающих доступ к местам механика-водителя, командира-пулемётчика и к силовой установке.

Вооружение

Танкетка была вооружена одним 7,62-мм пулемётом ДТ, расположенном в переднем щитке корпуса справа. Характеристики пулемета:

  • Начальная скорость: 840 м/с
  • Углы наведения по вертикали: от -10 до +10 градусов
  • Угол наведения по горизонтали: 20 градусов (по 10 градусов вправо и влево)
  • Прицелы: диоптрический, мушка
  • Скорострельность максимальная: 600 выстр/мин.
  • Скорострельность практическая: 80-125 выстр/мин.
  • Прицельная дальность: 1000 м
  • Ёмкость магазина: 63 патрона

Боекомплект пулемета составлял 2520 патронов (40 магазинов), впоследствии бое­комплект уменьшили до 28 магазинов (1764 патрона).

Бронирование

Броневая защита танкетки изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, соединённой болтами и заклёпками на уголковом каркасе (на части машин применялась сварка). Броневые листы корпуса размещались по большей части под углом наклона 90 градусов (за исключением части лобовой брони и верхних колпаков). Толщина брони в основном 10 мм (колпаки, кроме лобовой части, 6 мм). Бронирование обеспечивало защиту только от пуль стрелкового оружия и осколков мин и снарядов, да и то не во всех случаях.

Подвижность

Танкетка была снабжена четырехтактным четырехцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л.с. Трансмиссия (заимствовалась у грузового автомобиля Форд-АА (ГАЗ-АА)) механическая, состояла из сухого однодискового сцепления, четырехступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего), простого дифференциала с колодочными тормозами и двух бортовых редукторов. Танкетка имела блокированную подвеску полужёского типа, состоящей из шести тележек сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески являлись листовые рессоры. Гусеничный движитель танкетки состоял из двух направляющих колес заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы, 12-ти необрезиненных опорных катков с наружной амортизацией резиновыми бандажами, двух ведущих колес переднего расположения цевочного зацепления и двух мелкозвенчатых гусеничных цепей шириной 150 мм.

Приборы наблюдения и связи

Т-27 не имела каких-либо приборов наблюдения и связи. Наблюдение в боевой обстановке осуществлялось механиком-водителем через смотровую щель, а пулемётчиком - через прицел пулемета. Связь с другими машинами предполагалось поддерживать с помощью сигнальных флажков.

История создания

Первые проекты танкеток появились в Советской России уже в 1919 году, когда был рассмотрены проекты «вездеходного бронированного пулемёта» инженера Максимова. Первый из них подразумевал создание одноместной танкетки массой 2,6 тонны с мотором 40 л.с. и броней 8-10 мм, с максимальной скоростью 17 км/ч и вооружённой одним пулеметом. Второй проект, известный под названием «щитоноска», был близок к первому, но отличался тем, что единственный член экипажа размещался полулёжа, что позволило резко уменьшить габариты и снизить вес до 2,25 т. Проекты реализованы не были.

В 1920-х годах в мире имел место большой интерес к танкеткам. В СССР их активно продвигал М.Н. Тухачевский, назначенный в 1931 году начальником вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1930 он добился создания учебного фильма «Танкетка» для пропаганды нового оружия, причем сценарий к фильму он написал сам. Неудивительно, что создание танкеток было включено в перспективные планы создания бронетанкового вооружения. В соответствии с трехлетней программой танкостроения, принятой 2 июня 1926, до 1930 планировалось создать батальон (69 шт) танкеток («пулемёток сопровождения», по тогдашней терминологии). В 1926 были начаты работы по проекту одноместной танкетки «Лилипут», но через некоторое время работы были закрыты, поскольку машина требовала создания новой ходовой части и двигателя. 3 марта 1928 года состоялась защита нового проекта танкетки, получившей название Т-17. В ходовой части и трансмиссии были использованы узлы опытного танка сопровождения Т-16, двигатель также представлял собой «половинку» двигателя Т-16, бронекорпус позаимствовали от «Лилипута». Было изготовлено 2 экспериментальных образца (первый к осени 1929), испытанных в 1930. Танкетка имела массу 1,95 т, экипаж 1 чел., броню 7-16 мм, двигатель мощностью 18 л.с. и скорость 17 км/ч. Вооружение состояло из одного 6,5 мм пулемёта Федорова с боекомплектом 9000 патронов. По результатам испытаний от серийного производства Т-17 было решено отказаться, главным образом из-за наличия всего одного члена экипажа, который физически не мог выполнять в бою все необходимые функции.

В 1929-1930 появляется проект танкетки Т-21. Она имела экипаж из двух человек, броню 13 мм, в конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонен из-за недостаточной скорости. Примерно тогда же предлагаются проекты танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как «большие танкетки сопровождения». Между собой они различались типом двигателя и размещением экипажа. После рассмотрения проектов для изготовления опытного образца был выбран Т-23 как наиболее дешёвый и реальный в постройке. В 1930 был изготовлен опытный образец (причем, в процессе изготовления подвергнутый многим доработкам, изменившим его почти до неузнаваемости). Однако в серию и эта танкетка не пошла по причине высокой стоимости, сопоставимой со стоимостью танка сопровождения Т-18.

9 августа 1929 года были выдвинуты требования по разработке колёсно-гусеничной танкетки Т-25 весом не более 3,5 т., с двигателем 40-60 л.с. и скоростью 40 км/ч на гусеницах и 60 км/ч на колёсах. На создание машины был объявлен конкурс. В ноябре 1929 из двух представленных проектов был выбран один, представлявший собой уменьшенный танк типа «Кристи», но с рядом изменений, в частности, с возможностью движения на плаву. Разработка проекта столкнулась с большими трудностями и была закрыта в 1932 году, не дойдя до изготовления экспериментального образца, по причине высокой стоимости.

В начале 1930 года Великобританию посетила комиссия под руководством начальника УММ Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбурга. Комиссия имела целью ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV, самая удачная в своем классе (экспортировалась в шестнадцать стран мира). Комиссия решила закупить 20 шт. танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации ее крупномасштабного производства.

После изучения документации было решено отказаться от детального копирования, а произвести доработку проекта с учетом отечественного опыта. 3 ноября 1930 года был построен первый экспериментальный образец, отправленный после испытаний на доработку. К январю 1931 был готов опытный образец Т-27. Сохраняя в основном конструкцию английского прототипа, он отличался несколько большими размерами, усиленным бронированием, конструкцией двигателя, большей емкостью бензобака, более широкими гусеницами, широким использованием освоенных промышленностью автомобильных агрегатов. На вооружение РККА танкетка была принята 13 февраля 1931 года, ещё до окончания испытаний. 2 августа 1931 года комитет обороны принимает постановление о программе танкостроения в условиях военного времени. Согласно ему, в случае начала войны Т-27 должна была стать самым массовым танком - за первый год войны их планировалось изготовить 16 тыс. шт.

Производство

Выпуск Т-27 начал в 1931 завод «Большевик» (выпущено 45 машин), затем заводы № 37 и ГАЗ. Всего было сдано армии 3295 танкеток (по другим данным, 3297 или 3328). Выпуск Т-27, в отличие от выпуска других танков в то время, не сопровождался большими сложностями, поскольку танкетка была очень технологична (широко использовались автобильные агрегаты).

Служба и боевое применение

Т-27 первоначально предполагалось использовать в целях разведки, связи и сопровождения в бою тяжёлых танков. Однако для этой цели они оказались не очень подходящими. Танкетки поступили в стрелковые и кавалерийские дивизии для целей разведки и сопровождения конницы. В войсках Т-27 быстро стали рассматриваться скорее как учебные, а не боевые машины. В 1930-е годы они активно использовались для подготовки кадров автобронетанковых частей, часть танкеток была передана в ОСОАВИАХИМ. Танкетки часто применялись при проведении маневров, парадов, а также для различных экспериментов, в частности, по авиационной транспортировке на внешней подвеске самолёта и беспарашютному десантированию с малой высоты. Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной.

В боях Т-27 впервые участвовала в начале 1930-х, в операциях по борьбе с басмачами в Средней Азии. Определенное количество (более 100) Т-27 приняло участие в советско-финской войне, несколько машин было при этом потеряно.

К 1938 танкетка и машины на её базе уже рассматривались как устаревшие и планируемые к снятию с вооружения. Официально Т-27 были сняты с вооружения 8 мая 1941 года. К началу войны имелось 2343 (по другим данным, 2147 или 2558) линейных танкеток Т-27, из них 930 в западных округах. Войну Т-27 встретила в самых разных подразделениях - они входили в механизированные корпуса (МК) (так, в 35 танковой дивизии 9-го МК на 1 июня 1941 года имелось семь танкеток Т-27), как штатно, так и вне штата (использовались для подготовки механиков-водителей новых танков, с целью сбережения их моторесурсов, и в целях обеспечения боевой подготовки. Например, в 10 танковой дивизии было 40 внештатных танкеток Т-27. Некоторое количество танкеток находилось в стрелковых дивизиях и укрепрайонах. Значительная часть танкеток требовала ремонта.

Большая часть танкеток западных округов была просто брошена в местах дислокации (как 40 Т-27 10 танковой дивизии), но часть приняла участие в боях. В ходе 1941 года большая часть Т-27 была брошена в бой и была потеряна. Последние встречающиеся упоминания об их боевом применении - бои под Москвой (где Т-27 использовались и как танки поддержки пехоты, и как тягачи для противотанковых пушек) и в Крыму.

Модификации и прототипы

  • Carden-Loyd Mk.IV (Карден-Ллойд Мк IV) - английский прототип. Закуплено 20 шт. К 1938 осталось 4 шт., которые были переданы в укрепрайоны для использования в качестве бронированных несамоходных огневых точек.
  • Т-27 серийная. В ходе производства вносились небольшие изменения (менялось крепление пулемёта, применялась сварка для сборки корпуса)
  • Т-27 пушечный (в некоторых источниках классифицируется как САУ). Построена в 1931 году. Изготовлена в двух вариантах - с 37-мм пушкой Гочкиса и с пушкой Гочкиса и пулемётом. Для перевозки боекомплекта использовался небольшой гусеничный прицеп. Опытные машины, в войска не передавались. Один из построенных экземпляров списан после испытаний, сведений о судьбе другого найти не удалось.
  • ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) - огнеметная (химическая) танкетка. Выпущена в 1932-33 в количестве 187 шт. Первый огнемётный танк в РККА. Вооружение - огнемёт КС-1 (максимальная дальность огнеметания 25 м). На 1 июня 1941 в войсках еще оставались 33 огнемётные танкетки.
  • Т-27 сапёрный. Выпущено не менее 5 шт.
  • Т-27 тягач. Приспособлены для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Переоборудовались из линейных Т-27. Как правило, вооружение сохранялось, сверху приваривались поручни для перевозки расчёта. На 1 июня 1941 года имелось 182 танкетки-тягача, некоторое количество было переделано уже в ходе войны.
  • ТТ-27 - телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия - 5 машин, 1932 год)
  • КТ-27 (СУ-76) - самоходная артиллерийская установка с 76-мм полковой пушкой, для сопровождения конных и моторизованных соединений. Разработана в 1933-34 гг. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчёт - на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчета и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен.
  • СУ-3 - самоходная установка с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского. Разработана в 1933 году. Войсковые испытания установка не прошла по причине сильного демаскирующего действия орудия при выстреле, плохой баллистики и небезопасности в обращении.
  • Т-27ПХ - танкетка подводного хождения (опытный образец, 1934 г.).

Оценка проекта

Концепция танкетки, «бронированного самоходного пулемёта», дешёвого и массового, устарела к середине 1930-х гг. Оказалось, что танк такого небольшого размера в принципе не может быть сбалансированным. Он также не был и дешёвым.

Т-27 критиковалась за очень плотную компоновку, неудобное расположение членов экипажа из-за размещения двигателя в середине корпуса без какого-либо ограждения между местами водителя и стрелка. Жёсткая ходовая часть создавала сильную тряску на большом ходу. Из-за стеснённости мест экипажа приходилось подбирать для Т-27 малорослых людей. Большим недостатком являлось отсутствие средств связи. Бронирование танкетки было удовлетворительным для конца 1920-х годов, но к середине 1930-х в армиях различных стран стали появляться в больших количествах мелкокалиберные противотанковые пушки, не оставлявшие танкеткам никаких шансов.

К моменту же производства Т-27 вполне соответствовала мировому уровню, что неудивительно, поскольку ее прототипом была танкетка, признаваемая лучшей в своем классе. Ни польская TKS, ни итальянская CV3/33 или чешская Vz33 не имели перед Т-27 особых преимуществ. В Вермахте некоторым аналогом танкеток был PzKpfw I, но он был вдвое крупнее, сильнее вооружён и бронирован. Впрочем, к 1939 году и он безнадежно устарел.

На 1941 год реальные боевые возможности Т-27 были невелики. Его броня пробивалась с дистанции порядка 200-300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями S.m.K.H. калибра 7,92 мм, т.е. даже при отсутствии у противника специальных противотанковых средств приближаться к нему на Т-27 было рискованно. Против же имевшихся в большом количестве в Вермахте 7,92 мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была совершенно беззащитна. Однако не стоит считать, что Т-27 к 1941 была совершенно бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортёр (так, например, вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для охраны мостов, аэродромов и т.п., а также для борьбы с партизанами). Низкий силуэт Т-27 способствовал её маскировке, что позволяло достаточно эффективно применять её в обороне.

Некоторое количество танкеток Т-27 было захвачено вермахтом в 1941 году. В ряде источников, например иллюстрированном справочнике И. П. Шмелёва (см. секцию Литература), утверждается о использовании Т-27 вермахтом для вспомогательных целей (патрулирование, тягач для противотанковых пушек). Согласно той же книге, Т-27 передавались союзникам нацистской Германии, например Венгрии и использовались в их вооружённых силах.

Литература

  • М.Свирин. Броня крепка. История советского танка 1919-1937. — М.,ООО «Издательство Яуза», ООО «Издательство Эксмо», 2005. — 384 с.,ил. ISBN 5-699-13809-9
  • Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник / И. П. Шмелев. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.

Ссылки


Советские танки Великой Отечественной войны
Танкетки
Т-27
Легкие танки
Т-18 (МС-1) | Т-26 | БТ-2 | БТ-5 | БТ-7 | Т-37А | Т-38 | Т-40 | Т-50 | Т-60 | Т-70 | Т-80
Средние танки
Т-24 | Т-28 | Т-34 | Т-34-85 | Т-44
Тяжелые танки
Т-35 | КВ-1 | КВ-2 | КВ-1с | КВ-85 | ИС-1 | ИС-2 | ИС-3
Огнеметные (химические) танки
ХТ-26 | ХТ-130 | ОТ-34 | КВ-8
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home