Канал имени Москвы

Кана́л и́мени Москвы́ — соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве.

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Сроительство продолжалось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовший более пяти лет). С 1947 канал носит современное название.

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушина. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 6 шлюзов (№№ 2 — 6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

В составе Канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сорружений; все шлюзы автоматизированы; канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км3 воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря каналу столица России является портом пяти морей — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и др.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением Канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживат внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (арх. В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (арх. А. М. Рухлядев).

К настоящему времени сооружения канала сильно обветшали; по последним оценкам, на его реконструкцию потребуется 1,5 — 3 млрд. рублей.

Интересные факты

Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра.[1] План сооружения канала Москва—Волга относится к последним годам царствования Петра I (17211722).

Было предложено три варианта:

  1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачевской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 верст до реки Клязьмы, затем во Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 верст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше - в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Тогдашний уровень техники не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали наиболее оптимальные варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

Источники

  1. История застройки Москвы
  1. Путеводитель по каналу имени Москвы

Литература

  • Кемеровский М. А. Канал Москва-Волга. — М., 1937.
  • Лопатин П. И. Волга идет в Москву. — М., 1938.
  • Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга. — М., 1939.
  • Волга, Кама, Ока, Дон. Путеводитель. — М., 1955.
  • Соботович И. Д., Соботович Е. П. По каналу имени Москвы. Путеводитель. — М., 1962.
  • Канал имени Москвы. 50 лет эксплуатации. — М., 1987.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home