Месть Ако

«Месть Ако», «Сорок семь ронинов» (яп. 赤穂浪士, букв. «Странствующие самураи из Ако»); реже — «Сорок семь самураев») — японское народное предание, повествующее о мести сорока семи бывших самураев за смерть своего господина.

Содержание

Сюжет

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отомщения Кире Кодзуке-но-Сукэ, чиновнику при дворе сёгуна Токугавы Цунаёси, за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако. В 1701 г. Асано был приговорён к сэппуку за нападение на чиновника в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов (по другим источникам их было более 50) во главе с главным советником Оиси Кураносукэ, дали клятву отомстить смерью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же перехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развелся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постойки).

Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

15 декабря 1702 года ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в г. Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Чиновник же успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Оиси, однако, проверив постель Киры и убедившись, что она еще тёплая, преодолел отчаяние от казавшейся неминуемой неудачи и продолжил поиски. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооруженных охранников. Там и был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему о том, что они ронины — бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было предложено совершить ритуальное самоубийство, но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Голову поверженного врага ронины (за исключением одного, самого молодого, отправленного на родину гонцом с радостной вестью) отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.

Власть была в затруднительном положении: с одной стороны ронины поступили согласно букве и духу бусидо, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного чиновника. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов, сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, приговорил заговорщиков к сметри. Однако, им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казненными как уголовникам.

Сэппуку состоялось 4 февраля 1703 года. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежда и оружие их, как говорят, до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений.

«Сорок семь ронинов» в японском искусстве

Популярность этого предания породила множество пьес (для театров кабуки и бунраку), литературных и художественных произведений, написанных на тему Мести клана из Ако (первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов).

Изобразительное искусство

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро, Тоёкуни, Хокусай, Кунисада и Хиросиге. Самой популярной признана серия работ Куниёси, состоящая из 20 триптихов.

Театральные постановки

Среди множества театральный постановок на тему мести «сорока семи» наиболее изестной является Канадэхон Тюсингура (Kanadehon Chushingura) или просто Тюсингура, которая, правда, потеряв часть истороческой достоверности, преобрела больший драматизм и зрелищность.

Написанная сначала для кукольного театра бунраку, пьеса была позже адаптирована для театра кабуки. Она и поныне остаётся одной из самых популярных театральных постановок в Японии.

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home