Давидо-Гареджийский монастырский комплекс

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс, Давид Гаре́джа (VI век) — грандиозный комплекс грузинских пещерных монастырей, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии - Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории - на южном склоне горы. Еще один монастырь Чичхиктури и церковь Воскресения также стоят на азербайджанской территории. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от нее.

Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.

Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в. сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).

В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствие благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV - начале XV вв. - разорен Тамерланом, в 1615 г. - вновь разорен персидским шахом Аббасом I.

Граница, разделившая историко-архитектурный комплекс, была проведена после установления советской власти в Азербайджане и Грузии.

В 1948 г. на территории, на которой расположен монастырский комплекс, был создан полигон советской армии, где проходили учения, в которых была задействована крупная военная техника. Специалисты не могли попасть на территорию монастырского комплекса, поскольку эта территория была закрытой зоной. Существование полигона оказывало разрушительное воздействие на состояние монастырей. Так, в результате деятельности военного полигона в советское время южная стена церкви Девы Марии, относящейся к монастырю, была разрушена, а стенная роспись церкви полностью уничтожена.

В 1989 году в Тбилиси прошли акции протеста студенчества и интеллигенции с требованиями прекратить военные учения в зоне монастырского комплекса. В апреле 1991 года под нажимом общественности правительство Грузии объявило утратившим силу постановление от 1948 года о передаче Закавказскому военному округу территорий Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского районов, на которых находится историко-архитектурный комплекс Давид-Гареджи.

Монастыри комплекса, находящиеся на азербайджанской территории, практически не охраняются и находятся в плохом состоянии. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные надписи, сделанные современными посетителями монастырей прямо на древних росписях. Наряду с многочисленными надписями, сделанными в советский период (в основном это имена солдат и офицеров, участвовавших в военных учениях), на стенах можно заметить и более свежие отметины, в том числе и на латинице, введенной в Азербайджане в годы независимости.

После начала процесса делимитации границы между Грузией и Азербайджаном грузинские общественные организации поставили вопрос о необходимости изменения границы и обмена территориями с целью возвращения памятников. Одна из проблем заключается в том, что грузинские исследователи не могут приступить к полномасштабному изучению и реставрации грузинских памятников, находящихся на азербайджанской территории. Грузинская сторона предлагает перенести границу с вершины горы (высота примерно 813 м ) до линии расположения нижней пещеры (800 м) на южном склоне. Таким образом решится вопрос расположенных на нем монастырей и пещер-келий. Что касается монастыря Бертубани, то решением проблемы было бы предоставление грузинской стороне коридора к нему.

Эти предложения грузинских общественных организаций об обмене территориями вызвали резкий протест общественности Азербайджана. Азербайджанские историки заявили о том, что пещерные монастыри, находящиеся на азербайджанской территории, являются албанскими и свидетельствуют о том, что восточная Грузия находилась под контролем и духовным влиянием Албании Кавказской.


Литература

  • Чубинашвили Г. Н., Пещерные монастыри Давид-Гареджи, Тб., 1948.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home