Стремя

Стре́мя — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды.

Содержание

История

Изобретение стремени

Во II веке нашей эры в Индии было сделано важное изобретение: к седлу стали приделывать два ремня с маленькими кольцами на концах. Теперь всадник залезал на лошадь, вставив в одно из колец большой палец ноги.

Произошло это именно в Индии скорее всего потому, что только в этой стране имела место унификация верховых и колесничных лошадей. Колесницы и конница использовались в индийских армиях параллельно. Причём конница кшатриев напоминала нумидийскую — действовала преимущественно дротиками, и лишь в крайнем случае — кривыми мечами. На слонов же и колесницы возлагались задачи тяжёлой кавалерии.

Появление современного стремени

За пределы Индии это замечательное изобретение, однако, не вышло — в других странах всадники обычно носили обувь и не могли воспользоваться колечком под большой палец. Но двумя веками позже китайцы придумали увеличить кольцо настолько, чтобы в него можно было просунуть всю стопу. Получилось стремя, дающее куда бо́льшие возможности всаднику, чем кольцо под палец, пригодное только для упрощения посадки.

Стремена решили разом массу проблем — ездить теперь можно было сколь угодно быстро, можно было совершать прыжки через препятствия: всадник приподнимался на стременах, спасая таким образом свой тыл от сокрушительных ударов. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести. Можно стало вертеться в седле и свешиваться с него, нанося удары в разные стороны. Наконец, возможность пускать лошадь галопом многократно увеличила эффективность атаки наездом.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при лихом замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.

Стремя стало распространяться по миру стремительно, ведь, в принципе, и здесь важна была только идея — всякий народ, умеющий делать железо, мог сделать и стремена. Уже в VI веке стремена появились у византийской кавалерии — причём сразу после этого нововведения византийцы стали бить готов, от кавалерии которых ранее терпели поражения. Ещё раньше стремена стали употребляться в Иране и на Аравийском полуострове. Усовершенствовали свои сёдла и кочевники Великой Степи.


Сапоги для верховой езды

Ещё одним специфическим элементом снаряжения всадника стали сапоги для верховой езды, необходимые для защиты ног от трения о лошадиную шкуру. Введены они, кстати, тоже были ещё македонцами, причём уже македонские сапоги приобрели самую примечательную особенность кавалерийских сапог, — ходить в них было трудно. Римские всадники, склонные спешиваться, в связи с этим предпочитали обходиться без сапог.

По причине упора в бока лошади коленями, для верховой езды в Европе, в отсутствии лат, применялись высокие сапоги — ботфорты (кстати, в своём оригинальном виде, почти не гнущиеся ни в коленях, ни в щиколотках). К восточному седлу также прилагались специальные сапоги, — короткие, но с высоким каблуком и загнутыми носами (чтобы прочнее держаться в стремени). Их назначение рисовальщиками иллюстраций давно забыто.

Кавалерийские сапоги вообще не предназначались для пешего передвижения, но рекорд здесь держат французские рыцарские сапоги XV века, у которых длинные носы загибались на шарнире вниз, а не вверх, как у восточных. Ходить в таких сапогах можно было только по ровному месту, высоко поднимая колени. С другой стороны, всадник опирался на стремя не серединой стопы, а пальцами ног, — приподняться можно было чуть выше.

Македонцы же первыми стали применять и шпоры. Собственно, в первую очередь для крепления оных гейтарам и потребовались жесткие сапоги.

Функция шпор, однако, первоначально была противоположна современной. Они использовались в качестве тормоза, а не газа. Если лошадь ускоряла шаг, всадник начинал болтаться у неё на спине и ранил её шпорами. Это вынуждало лошадей носить своих наездников с максимальной осторожностью.

Заметное распространение шпоры приобрели уже только после изобретения стремян, причём остались признаком преимущественно тяжелой кавалерии.

Каблук

Изначально обувь изготовлялась без каблуков. Из-за этого нога всадника проавливалась в стремя. Чтобы избежать этого до появления каблука стремена делали с носком для ноги.

Стремена с носком до сих пор используются для обучения верховой езде.

Каблук на обуви появился в позднем средневековье. В русском языке слово "каблук" впервые отмечено в письменных источниках в 1509 году. Слово "каблук" вероятно заимствовано из тюрского kabluk, которое происходит от араб. kаb- "пята, пятка".

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home