Дигнага


Буддийские
философы
Индии
Нагарджуна
Арьядэва
Майтрея-Натха
Асанга
Васубандху
Дигнага
Дхармакирти
Буддапалита
Бхававивека
Чандракирти
Шантидэва
Атиша


Дигнага (санскр. (mahā-)dignāga, dignāga, кит. 陳那, жил приблизительно 480-540)— выдающийся индийский философ, буддийский монах, принадлежащий школе йогачары, основатель индийской философской логики.

Дигнага родился в семье брамина в Симхавакта около Канчи (Канчипурам), его учителем был Нагадатта из школы Ватсипутрия. Это направление буддийской мысли считает, что существует реальная индивидуальность, которая не зависит от отдельных элементов или аггрегатов, входящих в её состав.

Позже он учился логике у Васубандху и освоил мастерство логических диспутов, одержав много побед. Последние годы Дигнага провел в Ориссе. Большинство его сочинений сохранились в китайском и тибетском переводах.

Работа Дигнаги Хетучакра (Колесо разума) посвящена формальной логике и выводит новую форму дедуктивного логического умозаключения. Эта работа является переходом между прежней доктриной трайруупия и теорией вьяапти, которую Дигнага обоснавал позже.

Другие работы (см. подробно Дигнага в энциклопедии Кругосвет:

  • Трактат об объектах и познании (Аламбанапарикша) : Дигнага, следуя Васубандху, доказывает, что объект познания не может принадлежать внешнему миру, используя два критерия: объект познания должен быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой» (стхула-акара), этим условиям не соответствует, а потому можно говорить только об «объекте, являющемся в познании»
  • Трактат о источникам знания (Праманасамуччая) - основной труд Дигнаги по эпистемологии и логике.
  • Трактат о правильных принципах логики (Ньяя-мукха).

Дигнага в своих работах пытался сформулировать, какие источники знания являются правильными.

См. также Эпистемология.

Дигнаге принадлежала заслуга создания новой категориальной системы, которая обозначалась не как падартхи, а как панчавидхакалпана – «пятеричная конструкция рассудка».

Последователи

Согласно в энциклопедии Кругосвет:

Самым известным учеником Дигнаги был Ишварасена, основным продолжателем – Дхармакирти (VII век). Среди его комментаторов можно выделить Джиненанрабуддхи (IX век). Категориальная же система Дигнаги развивается в комментарии Камалашилы к Таттвасанграхе Шантаракшиты (VIII век) и ряде других текстов виджнянавады. Дигнага оказал влияние на логико- эпистемологические воззрения вайшешика Прашастапады ((VI век). С его концепциями полемизировали найяики, мимансаки и джайны, а также буддист-мадхьямик Чандракирти (6–7 вв).


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home