Генератор псевдослучайных чисел

Генератор псевдослучайных чисел (ГПСЧ) — алгоритм, генерирующий последовательность чисел, элементы которой почти независимы друг от друга и подчиняются заданному распределению.

Современная информатика широко использует псевдослучайные числа в самых разных приложениях — от метода Монте-Карло до криптографии. Как сказал Роберт Р. Кавью из ORNL, генерация случайных чисел — слишком важное дело, чтобы оставлять её на волю случая.

Генераторы псевдослучайных чисел широко используются в имитационном моделировании.

Содержание

Детерминированные ГПСЧ

ГПСЧ (PRNG) это генераторы псевдо-случайных чисел. Этот же термин часто используется для описания ГПСБ (PRBG) — генераторов псевдо-случайных бит, а так же различных поточных шифров. ГПСЧ как и поточные шифры состоят из внутреннего состояния (размером от 16 бит до нескольких мегабайт), функции инициализации внутреннего состояния ключом или семенами, функции обновления внутреннего состояния и функции вывода. ГПСЧ подразделяются на простые арифметические, сломанные криптографические и криптостойкие. Их общее предназначение — генерация последовательностей чисел, которые невозможно отличить от случайных.

Никакой детерминированный алгоритм не может генерировать полностью случайные числа, а только лишь аппроксимировать некоторые свойства случайных чисел. Как сказал Джон фон Нейман, «всякий, кто питает слабость к арифметическим методам получения случайных чисел, грешен вне всяких сомнений».

Любой ГПСЧ с ограниченными ресурсами рано или поздно зацикливается. Длина циклов ГПСЧ зависит от самого генератора и в среднем составляет около 2(n/2) где n это размер внутреннего состояния в битах, хотя линейные-конгруэнтные генераторы и РЛСО (LFSR) генераторы обладают максимальными циклами порядка 2n. Если ГПСЧ может сходиться к слишком коротким циклам, такой ГПСЧ становится предсказуемым и является непригодным.

Большинство простых арифметических генераторов хотя и обладают большой скоростью, но страдают от многих серьёзных недостатков:

  • Слишком короткий период/периоды
  • Последовательные значения не являются независимыми
  • Некоторые биты «менее случайны», чем другие
  • Неравномерное одномерное распределение
  • Обратимость

В частности, алгоритм RANDU, десятилетиями использовавшийся на компьютерах IBM мейнфрейм, оказался очень плохим. В результате многие исследования менее надёжны, чем могли бы быть.

Наиболее распространены линейный конгруэнтный метод, метод Фибоначчи с запаздываниями, linear feedback shift registers, generalized feedback shift registers.

Из современных ГПСЧ широкое распространение получил Mersenne twister, предложенный в 1997 году Мацумото и Нишимурой. Его достоинствами являются колоссальный период (219937-1), равномерное распределение в 623 измерениях (линейный конгруэнтный метод даёт более или менее равномерное распределение от силы в 5 измерениях), быстрая генерация случайных чисел (в 2-3 раза быстрее, чем стандартные ГПСЧ, использующие линейный конгруэнтный метод). Однако существуют сложные алгоритмы, распознающие последовательность, порождаемую с помощью Mersenne twister, как неслучайную. Это делает Mersenne twister неподходящим для криптографии.

Хотя многие криптостойкие ГПСЧ или поточные шифры предлагают гораздо более «случайные» случайные числа, такие генераторы гораздо медленнее чем обычные арифметические и могут быть непригодны во всякого рода исследованиях требующих чтобы процессор был свободен для более полезных вычислений.

В военных целях и в полевых условиях применяются только засекреченные синхронные криптостойкие ГПСЧ (поточные шифры); блочные шифры не используются. Примерами известных криптостойких ГПСЧ являются RC4, ISAAC, SEAL, Snow, совсем медленный теоретический Blum Blum Shub, а так же счётчики с криптографическими хэш функциями или криптостойкими блочными шифрами вместо функции вывода.

ГПСЧ с источником энтропии или ГСЧ

Наравне с существующей необходимостью генерировать легко воспроизводимые последовательности случайных чисел, также существует необходимость генерировать совершенно непредсказуемые или попросту абсолютно случайные числа. Такие генераторы называются «генераторами случайных чисел» («random number generator») или сокращённо ГСЧ (RNG). Так как такие генераторы чаще всего применяются для генерации уникальных симметричных и асимметричных ключей для шифрования, они чаще всего строятся из комбинации криптостойкого ГПСЧ и внешнего источника энтропии. Таким образом, под ГСЧ теперь принято подразумевать именно криптостойкие ГПСЧ с внешним источником энтропии.

Почти все крупные производители микрочипов поставляют аппаратные ГСЧ с различными источниками энтропии, используя различные методы для их очистки от неизбежных предсказуемостей. Однако на данный момент скорость сбора случайных чисел всеми существующими микрочипами (несколько тысяч бит в секунду) не соответствует быстродействию современных процессоров.

В персональных компьютерах авторы программных ГСЧ используют гораздо более быстрые источники энтропии, такие как шум звуковой карты или значения счётчика тактов процессора (processor clock counter) которые легко считываются, например, при помощи инструкции rdtsc в процессорах Intel. До появления в процессорах возможности считывать значение самого чувствительного к малейшим изменениям окружающей среды счётчика тактов процессора, сбор энтропии являлся наиболее уязвимым местом ГСЧ. Эта проблема до сих пор полностью не разрешена во многих устройствах (например smart-карты), которые таким образом остаются уязвимыми. Многие ГСЧ до сих пор используют традиционные (устаревшие) методы сбора энтропии такие как действия пользователя (движения мыши и т. п.), как например в PGP и Yarrow, или взаимодействие между нитями (threads), как например в Java secure random.

Вот несколько примеров ГСЧ с их источниками энтропии и генераторами:

  • /dev/random в UNIX/Linux — источник энтропии: счётчик тактов процессора, однако собирается только во время аппаратных прерываний; ГПСЧ: LFSR, с хэшированием выхода через SHA-1; достоинства: есть во всех Unix-ах, надёжный источник энтропии; недостатки: очень долго «нагревается», может надолго «застревать», либо работает как ГПСЧ (/dev/urandom);
  • Yarrow от Брюса Шнайера — источник энтропии: традиционные (устаревшие) методы; ГПСЧ: AES-256 и SHA-1 маленького внутреннего состояния; достоинства: гибкий криптостойкий дизайн; недостатки — долго «нагревается», очень маленькое внутреннее состояние, слишком сильно зависит от криптостойкости выбранных алгоритмов, медленный, применим исключительно для генерации ключей;
  • генератор от Леонида Юрьева (Leo Yuriev) — источник энтропии: шум звуковой карты; ГПСЧ: пока не известен; достоинства: скорее всего хороший и быстрый источник энтропии; недостатки — нет независимого, заведомо криптостойкого ГПСЧ, доступен исключительно в виде DLL под Windows;
  • Microsoft CryptoAPI — источник энтропии: текущее время, размер hard drive, размер свободной памяти, id процесса и NETBIOS имя компьютера; ГПСЧ: MD5 хэш внутреннего состояния размером в 128 бит (хэш присутствует только в 128-битовых версиях Windows); достоинства — встроен в Windows, не «застревает»; недостатки — маленькое внутреннее состояние, легко предсказуем;
  • Java SecureRandom — источник энтропии: взаимодействие между нитями (threads); ГПСЧ: SHA-1 хэш внутреннего состояния (1024 бит); достоинства — в Java другого выбора пока нет, большое внутреннее состояние; недостатки: медленный сбор энтропии, хотя в Java другого выбора пока всё равно нет;
  • Chaos от Ruptor — источник энтропии: счётчик тактов процессора, собирается непрерывно; ГПСЧ: хэширование 4096-битового внутреннего состояния на основе нелинейного варианта Marsaglia генератора; достоинства: пока самый быстрый из всех, большое внутреннее состояние, не «застревает».

Аппаратные ГПСЧ

Кроме устаревших хорошо известных LFSR генераторов широко применявшихся в качестве аппаратных ГПСЧ в прошлом веке к сожалению очень мало известно о современных аппаратных ГПСЧ (поточных шифрах), так как большинство из них разработано для военных целей и держатся в секрете. Почти все существующие коммерческие аппаратные ГПСЧ запатентованы и так же держатся в секрете. Аппаратные ГПСЧ ограничены строгими требованиями к расходуемой памяти (чаще всего использование памяти запрещено), быстродействию (1-2 такта) и площади (несколько сотен FPGA или ASIC ячеек). Из-за таких строгих требований к аппаратным ГПСЧ очень трудно создать криптостойкий генератор, по этому до сих пор все известные аппаратные ГПСЧ были сломаны. Примерами таких генераторов являются Toyocrypt и LILI-128, которые оба являются LFSR генераторами и оба были сломаны с помощью алгебраических атак.

Из-за недостатка хороших аппаратных ГПСЧ производители вынуждены применять имеющиеся под рукой гораздо более медленные, но широко известные блочные шифры как DES и AES и хэш функции такие как SHA-1 в поточных режимах.

Имитационное моделирование

Имитационное моделирование (ИМ) — это метод исследования, основанный на том, что изучаемая система заменяется имитатором и с ним проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с имитатором называют имитацией (имитация – это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Имитационное моделирование – это частный случай математического моделирования. Существует класс объектов, для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо не разработаны методы решения полученной модели. В этом случае математическая модель заменяется имитатором или имитационной моделью.

Имитационная модель — логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.

Имитация, как метод решения нетривиальных задач, получила начальное развитие в связи с созданием ЭВМ в 50-х – 60-х годах.

Можно выделить две разновидности имитации:

  • Метод Монте-Карло (метод статистических испытаний);
  • Метод имитационного моделирования (статистическое моделирование).

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home