Конституция 3 мая 1791 г.

Конститу́ция 3 ма́я, официально именовавшаяся «Правительственным законом» (польск. Ustawa Rządowa z dnia 3 maja), — конституция Речи Посполитой, принятая Чрезвычайным сеймом Речи Посполитой 3 мая 1791 г., начавшим свою работу в 1788 году и вошедшим в историю польского государства под названием четырёхлетнего конфедеративного сейма. Принятие новой Конституции явилось победой так называемой «патриотической партии», объединявшей в своем составе сторонников реформ государственного управления.

Содержание

Принятие

В ходе Чрезвычайного сейма, открывшегося 6 октября 1788 г., выявились две борющиеся группировки, из которых «патриотическая партия» выступала за проведение необходимых умеренных реформ, а старошляхетская партия отстаивала существовавшие порядки.

Первые два года работы сейма никаких ощутимых результатов не дали и проходили под знаком преимущества сторонников старошляхетской партии. Однако к истечению срока полномочий сейма (Сейм созывался сроком на 2 года) «патриотической партии» удалось, с одной стороны, добиться продления его полномочий еще на два года и, с другой стороны, увеличить состав посольской палаты в 2 раза путем проведения ее довыборов. Ранее «патриотической партии» удалось добиться превращения сейма из ординарного (Ординарные сеймы действовали на основе принципа liberum veto, то есть принимали решения при наличии абсолютного единогласия) в конфедеративный, то есть в сейм, на котором все решения принимались большинством голосов.

В результате проведенных довыборов удалось соотношение сил в сейме изменить в пользу группировки «патриотической партии», и уже в начале 1791 года сеймом были приняты два важных закона — закон о реорганизации сеймиков (март 1791 г.) и закон о городах и о положении мещан (апрель 1791 г.).

Одновременно с этим в кругу доверенных лиц на собраниях у маршала сейма происходило составление проекта новой Конституции.

3 мая 1791 г. подготовленный проект Конституции был принят сеймом с упрощенной процедурой. День утверждения Конституции был назначен по инициативе «патриотов», воспользовавшихся тем, что в этот период большинство участников оппозиции отсутствовало на заседании сейма, находясь еще на каникулах. Это вызвало протесты со стороны реакционного лагеря, но через 2 дня под давлением шляхты и мещанства новая конституция официально была объявлена «Правительственным законом», и, кроме того, сейм особым законом установил, что все выступления и протесты против Конституции не имеют никакой силы.

Содержание

Конституция установила единые органы государственной власти и управления для всей территории страны. Таким образом окончательно ликвидировался конфедеративный характер Речи Посполитой и относительная самостоятельность, в том числе и в сфере правового регулирования, Великого княжества Литовского.

В основу Конституции был положен буржуазный принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), а также были провозглашены так называемые «гражданские свободы», по существу подтверждавшие привилегированное положение магнатов, шляхты и духовенства и предусматривавшие некоторые льготы для зажиточной части мещанства.

Буржуазные принципы Конституции носили явно ограниченный характер и не повлияли существенно на изменение общественного строя, в котором доминирующее значение продолжали занимать феодальные устои. Иначе говоря, конституционная реформа означала изменение формы государственного правления, то есть провозглашала конституционную монархию, но тип государства оставался без изменений — феодальный.

Конституция, касаясь вопросов общественного строя, прежде всего сохраняла все основные привилегии и вольности духовных и светских феодалов и в первую очередь владетельной шляхты, за которой сохранялись даже привилегии времен «Артикулов Генриха» 1573 года.

Однако наряду с этим включенный в качестве органической части Конституции закон о городах от 17 апреля 1791 г. значительно расширил права имущей части мещан. Так, владельцы недвижимости в городах, именуемые «посесионатами», получали право неприкосновенности личности, право занимать некоторые административные, судебные и духовные должности, право выступать в качестве адвокатов в судах всех инстанций, право на получение низших офицерских чинов и т. п. Кроме того, существенным моментом в расширении прав зажиточного мещанства явилось право приобретения им земельных владений и связанное с этим право нобилитации. Сущность нобилитации заключалась в том, что мещане, приобретавшие земельные владения, могли ходатайствовать перед сеймом о принятии их в число шляхтичей. Основанием для нобилитации было также получение больших доходов или наличие заслуг на государственной и военной службе. Нобилитация означала характерный в период перехода от феодализма к капитализму процесс слияния части феодалов с зарождавшейся буржуазией.

Положение крестьянства по Конституции в основном оставалось без изменений, хотя государство приняло под свою охрану соблюдение договоров между феодалами и их крестьянами. Таким образом, общественное устройство по новой Конституции не претерпело радикальных изменений.

Более существенные изменения были произведены в области политического строя польского государства. Конституция отменила liberum veto, упорядочила работу самого сейма, придав ему черты высшего законодательного органа Польши. При этом было подтверждено преимущество нижней палаты сейма. Исполнительная власть была предоставлена королю и находившемуся при нем совету, именуемому «стражем законов» (польск. Straż Praw), в который входили примас, военный министр, министры полиции, финансов, иностранных дел и хранитель печати. Король лишался права издавать распоряжения без согласия совета. Избираемость королей заменялась избираемостью династий.

Для управления на местах (воеводствах, поветах) были утверждены так называемые «Военно-гражданские комиссии порядка», которые состояли из «комиссаров». Передача власти на местах «Комиссиям порядка» означала по существу отмену института старост.

Конституция определяла подробный перечень действовавших в стране судов и содержание их компетенции. Судебная организация в основном сохраняла свой сословный характер.

Суды первой инстанции учреждались как постоянно действующие в целях более быстрого разрешения судебных дел.

Значение

Польская Конституция 3 мая 1791 г. была вторым в мире конституционным законом такого вида после Конституции США 1787 года.

Несмотря на ограниченный характер новой Конституции, она являлась значительным шагом вперед в законодательстве польского государства.

Принятие Конституции 3 мая 1791 г., несмотря на ее ограниченный характер, было все же прогрессивным явлением в жизни Польши, ибо содействовало ликвидации феодальной анархии, несколько ограничивало произвол и могущество магнатов, признавало в качестве общественно-социальной силы зарождавшуюся буржуазию.

Всё это содействовало созданию условий для развития капиталистических отношений в стране.

Действие

Действия тарговицкой конфедерации, поддержанной открытой военной интервенцией России, привели к отмене Конституции 3 мая и ликвидации созданных на её основе органов власти в 1792. В марте 1794 началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко, целями которого было восстановление территориальной целостности, суверенитета и Конституции 3 мая, однако весной того же года оно было подавлено. После подавления восстания в 1795 произошёл третий раздел Польши (по договору, заключённому между Россией, Пруссией и Австрией) и польское государство исчезло с карты Европы.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home