Славянские руны

Славя́нские ру́ны (руница) — предположительно, письменность, по мнению отдельных исследователей существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы. Иногда именуется письмом «черт и резов». Гипотеза о «славянских рунах» была чрезвычайно популярна в XIX в. среди историков, а позднее перекочевала в популярную литературу. В данный момент находит поддержку среди сторонников нетрадиционной славянской истории, хотя убедительных доказательств существования такой письменности до сих пор нет.

Содержание

Факты и свидетельства

На данный момент накоплено относительно большое количество противоречивых свидетельств как в пользу, так и против существования письменности у славян до летописного начала использования кириллицы и глаголицы, основывающихся, главным образом, на немногочисленных данных археологии и свидетельствах современников того периода, которые дошли до наших дней, и зачастую не отличающихся особой подробностью и объективностью описаний.

  • О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «рассказе о создании славянской письменности» - буквально «…погани не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…», что, фактически, соответствует общему определению рун. Он же, а также ряд других авторов X — XI вв. — Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мерзебургский и др. упоминают некие «письмена», использовавшиеся славянами. В частности, Титмар Мерзебургский, описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества, им изображённого, письменами, чем-то напоминающими германские руны. (Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века. Фигурки покрыты славянскими «руническими письменами». Сохранились лишь их репродукции, в российской официальной науке объявлены фальшивками).
  • Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 г., рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего соплеменника русы оставили надпись на могиле:

«Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились.»

К сожалению, Ибн Фадлан не оставил более подробных заметок о этнографической принадлежности русов, которые, судя по его описанию, являлись скандинавскими варягами, давно обосновавшимися на славянских землях и владеющими отдельной рунической письменностью.

  • Арабский писатель Ибн-аль-Надим в «Книге росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» (987-988 гг.) сообщает:

«Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому.»

Однако надпись, сохранённая Ибн-аль-Надимом, настолько искажена, стилизована под арабское письмо, что расшифровать её до сих пор ее удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было просто берёзовой корой. Небрежно срисованная Ибн-аль-Надимом «русская» руническая надпись внешне напоминает скандинавскую руническую монограмму. Подобные монограммы изображались, например, на перстнях скандинавских воинов, служивших в Киевской Руси.

  • В «Жития Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла», написанных в средние века на основе ранних церковных документов, рассказывается о путешествии Константина в Херсонес, где будущий создатель славянской азбуки готовился к церковному диспуту в Хазарском каганате:

«В Херсоне Константину удалось найти "Евангелие и псалтирь Русскими письмены писана", а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги.»

Сомнительно, чтобы такой обширный и сложный труд как Евангелие был написан рунами. К тому же в том же «Житие» прямо заявляется об отсутствии у славян письменности. Когда Константин спросил византийского монарха Михаила о буквах на славянском языке, то монарх ответил, что его дед, отец и многие другие искали, но не нашли их.

  • Гипотеза о славянских рунах не поддерживается археологическими находками. Древнейшим восточнославянским текстом считается надпись на глиняном кувшине, обнаруженном в 1949 г. при раскопке кургана возле села Гнёздово под Смоленском. Надпись выполнена кириллицей и датируется 1-й половиной X века. В 1912 г. при археологических раскопках церкви Богородицы Десятинной в Киеве была найдена свинцовая печать, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в форме простого двузубца, окруженного фрагментарно сохранившейся греческой надписью. Исследователи пришли к выводу, что надпись на печати означает имя Святослава, правившего в 945—972 гг.. Отсутствие надписей на рунах не может являться неоспоримым доказательством, но тем не менее свидетельствует не в пользу существования «дохристианской» письменности у славян.
  • Существуют также и косвенные свидетельства. Например, в книге «Записки касательно русской истории», написанной императрицей Екатериной II, в которой вскользь говорится буквально, что «…славяне до рождества Христова многие письмена имели». Источники, на основе которых базировалось данное утверждение, по всей видимости, до наших дней не дошли.

Различные гипотезы

Однако во время раскопок в Новгороде были найдены деревянные цилиндры, относящиеся по времени к годам правления Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, в Новгороде (970-980 гг.). Надписи хозяйственного содержания на цилиндрах выполнены кириллицей, а княжеский знак прорезан в виде простого трезубца, который невозможно признать лигатурой, но лишь тотемным знаком собственности, который видоизменился от простого двузубца на печати князя Святослава, отца Владимира, и сохранял форму трезубца у ряда последующих князей. Вид лигатуры княжеский знак приобрел на сребрениках, монетах, выпущенных по византийскому образцу князем Владимиром после крещения Руси, то есть произошло усложнение изначально простого символа, который как родовой знак Рюриковичей вполне мог произойти от скандинавской руны. Тот же княжеский трезубец Владимира встречается на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, но его начертание заметно отличается от изображения на монетах, из чего ясно, что причудливые завитушки не несут иного смысла чем просто орнамент.

  • Надписи, принимаемые за памятники «славянских рун», чрезвычайно разнородны по географии и возможной датировке и визуально не представляют собой чёткой единой системы письма. Большое количество подобных надписей впоследствии зачастую оказывались памятниками других, более-менее известных письменностей (например, надписи из хазарского города Саркела, расшифрованные И. А. Фигуровским, были определены как памятники тюркского рунического письма, хотя и сам Фигуровский пытался «прочитать» их на древнерусском).

Одна из надписей, которая может претендовать на звание «славянской рунической» — знаки на горшке из с. Алеканова (обнаружил археолог С. А. Городцов в конце XIX в.). Однако у археологов существуют сомнения по поводу того, являются ли эти знаки надписью, или же тамгами (родовыми знаками).

  • Согласно существующим нетрадиционным теориям, как у западных, так и восточных славян в целом существовало несколько использовавшихся вариантов письменности, принятых для культовых и бытовых надписей, по предположениям строившихся на принципах слогового или алфавитно-слогового письма (примером подобной письменности может служить индийское письмо деванагари).

По одной из таких гипотез, предложенной В. А. Чудиновым, кириллица якобы является не просто производной от греческого алфавита, но и от «руницы», поскольку кириллица при создании предположительно вобрала в себя отдельные знаки «рунического» происхождения, которые бы соответствовали звукам, для которых греческие символы отсутсвовали. Автор утверждает, что на протяжении определенного периода, в том числе и т. н. периода установившегося двоеверия на территории древней Руси параллельно существовали и использовались как хорошо известные кириллица и глаголица, так и более древняя «руница» и что само слово «руны» происходит от слова «ранить», т.е. высекать или вырезать. Однако, в результате целенаправленной борьбы христианства за полное искоренение язычества, по всей видимости, были уничтожены фактически все сохранившиеся памятники, имевшие отношение к дохристианскому прошлому славян, в том числе (с особой тщательностью) и письменные. Тем не менее, у представителей академической науки компетентность Чудинова вызывает определенные сомнения, так как он не является профессиональным историком, что опять же не свидетельствует в пользу каких бы то ни было утверждений за неимением веских доказательств у каждой из сторон.

Среди авторов, занимавшихся данным вопросом, можно особо выделить великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова, польского исследователя Фадея Воланского (XVIII в.), Классена Егора Ивановича (XIX в.), Гриневича Геннадия Станиславовича и Чудинова Валерия Алексеевича.

Заключение

Приведенные нетрадиционные гипотезы никак не подтверждаются официальной наукой, но и не отвергаются полностью, так как существование подобной письменности не является чем-то невозможным. Поскольку схожие по начертанию с «рунической» системы письменности отмечались в различных соседствующих с ареалом расселения славян культурах, при явном наличии торгового и культурного взаимодействия между ними, категоричное отрицание возможности существования некой «дохристианской» письменности у славян было бы некорректно с научной точки зрения.

Литература

  • Истрин В. А. История письма, М., 1965.
  • Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки, М., 1963, 1988 (2-е изд.).
  • Утевская П. А. Слов драгоценные клады, М., 1982.
  • Классен Е. И. Древнейшая история славян и славяно-руссов, ISBN 5-7619-0218-4, ISBN 5-94355-287-1
  • Чудинов В. А. Русские руны, ISBN 5-98668-009-Х
  • Чудинов В. А. Руница и тайны археологии Руси, ISBN 5-9533-0140-5
  • Орешкин П.П. Вавилонский феномен. Русский язык из глубины веков. 2002. 176 с.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home