Судно

Судно — по определению военно-морского словаря [1], плавсредство, используемое в качестве транспортного средства. Таким образом, плавучие причалы, понтоны и т. п. к судам не относятся.

Содержание

Определение

В общем случае под термином судно подразумевается любое транспортное средство для перевозки пассажиров/грузов через одно из традиционно не приспособленных для человека пространств — водное, воздушное, космическое или, потенциально, любое другое.

Согласно МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), правило : слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещаюшие суда (напр., на воздушной подушке, экранолёты и т. п.) и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

Следует отметить, что термин корабль хоть и близок по значению к понятию судна, но не равнозначен ему. Судно — более широкое понятие. Так, гребную лодку или водный велосипед никто не назовёт кораблём, однако они по праву являются судами. Таким образом, кораблями являются только достаточно большие суда. В более узком значении кораблём называют только военное или парусное судно. Из-за некоего сходства пустыни с морем верблюда метафорически называют корабль пустыни.

Классификация

По энергетической установке

пароход, теплоход, турбоход, атомоход, газотурбоход

По приводу

По области применения

  • Военные корабли

По принципу размещения корпуса относительно воды

  • Подводные — основную часть времени перемещающиеся под поверхностью воды, например, атомные подводные лодки. Преимущества: отсутствие волнового сопротивления на поверхности воды, независимость от состояния водной поверхности (ледовый покров, шторм), большая скрытность перемещения. Недостатки: сложность и дороговизна конструкции судна, сложность судовождения, необходимость в анаэробном двигателе (независимом от воздуха источнике энергии), психологически тяжелое длительное пребывание экипажа в замкнутом пространстве.
  • Ныряющие — погружающиеся на некоторое ограниченное время для выполнения своих функций, например, научные батискафы, дизельные подводные лодки. Преимущества: преимущества подводных судов при существенно меньшей сложности и стоимости конструкции. Недостатки: необходимость двух источников энергии для двух режимов плавания, ограниченная автономность подводного плавания.
  • Полупогружные — суда, основная часть корпуса которых находится под водой, например, буровые плавучие платформы. Преимущества: меньшее волновое сопротивление движению, меньшая подверженность качке при волнении моря. Недостатки: большая сложность по сравнению с водоизмещающими судами, большая осадка.
  • Водоизмещающие — обычные суда, корпус которых погружается на некоторую глубину под воду для создания архимедовой силы, например, «Титаник». Преимущества: самая простая конструкция корпуса, огромный опыт в строительстве. Недостатки: значительная доля волнового сопротивления движению, подверженность воздействию волн и ветра, льда и плавающих препятствий.
  • Глиссирующие — суда, вес которых, кроме архимедовой силы, воспринимается динамическим давлением воды при движении судна по её поверхности, например, скоростные моторные катера. Преимущества: высокая скорость движения благодаря переходу на глиссирующий режим движения. Недостатки: потребность в большой тяговооруженности судна для выхода на глиссирующий режим движения, ограниченная мореходность по высоте волн (большие динамические нагрузки при ударе о волну).
  • Суда на подводных крыльях — вес судна воспринимается подъемной силой подводных крыльев, пример — суда «Ракета», «Метеор». Преимущества: высокая скорость благодаря минимальному сопротивлению, как волновому, так и трения о воду, относительно низкая тяговооружённость судна, что в сумме приводит к отличной топливной экономичности, малая чувствительность к волнам, высота которых ниже высоты стоек подводных крыльев. Недостатки: необходимость в оборудованных причалах из-за большой осадки в водоизмещающем режиме на малых скоростях, большая опасность от плавающих на поверхности воды предметов.
  • Суда на воздушной подушке — суда, вес которых воспринимается давлением воздуха, закачиваемым специальным насосом под днище судна, например, паром через пролив Ла-Манш «Ховеркрафт». Различают следующие типы:
    • с каверной — воздух закачивается под часть днища судна, в то время как остальная часть днища судна находится в воде,
    • скеговые — воздух закачивается в полость под днищем судна, ограниченную жесткими стенками,
    • с гибким ограждением — воздух закачивается в полость под днищем судна, ограниченную гибкими стенками, способными деформироваться без последствий для конструкции.
  • Суда на динамической воздушной подушке — вес судна воспринимается давлением воздуха, возникающим вследствие движения воздуха, например, экраноплан «Корабль Макет» («Каспийский Монстр»). Создание потока воздуха возможно двумя путями: принудительно — винтом или реактивным двигателем (СДВП), и за счет движения самого судна с большой скоростью (экраноплан). Наиболее эффективная система — смешанная: на взлете и посадке происходит принудительный поддув воздуха для выхода судна из воды, в крейсерском полёте набегающий поток сам создает необходимое динамическое давление — экранный эффект.

Литература

  Военно-морской словарь. Москва, военное издательство, 1990, ISBN 5-203-00174-X

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home