Воронежский трамвай

Воронежский трамвай был запущен 16 мая 1926 года. Его открытие описано в романе Ильфа и Петрова «12 стульев» (пуск Старгородского трамвая). В 2006 году действует одно трамвайное депо и четыре трамвайных маршрута. На линии выходит 32 трамвая КТМ-5 и КТМ-5М производства Усть-Катавского завода и 1 вагон КТМ-5РМ производства Воронежского Ремотного Трамвайного Троллейбусного Завода (ВРТТЗ). В городе имеется также вышка контактной сети на базе вагона МТВ-82. Трамвайное сообщение между Левым и Правым берегами реки Воронеж осуществляется по уникальному двухэтажному Северному трамвайному мосту, имеющему длину 1,8 км.

Содержание

Хронология

  • 11 (23) августа 1881 года. Открылась конно-железная дорога (конка). Сообщение осуществлялось по 4-м маршрутам, линии были проложены по ул. Большой Дворянской и ул. Новомосковской.
  • 1912 год. На заседании Городской думы Воронежа рассмотрено и отвергнуто предложение о строительстве электрического трамвая.
  • 1914 год. На заседании Городской думы утвержден план строительства электрического трамвая. Но начавшаяся Первая мировая война сделала невозможной поставку в Воронеж трамвайных вагонов немецкого производства. За войной следует революция, гражданская война, и всё это переносит запуск трамвая на 12 лет.
  • 16 мая 1926 года. В Воронеже открывается трамвайное движение по линии «Вокзал — Маслозавод»
  • 1942 год. С начала войны и мобилизации автотранспорта на фронт, трамвай остается единственным средством транспорта в Воронеже, на нем перевозятся грузы, он доставляет раненных от вокзала к госпитолям. Официальная справка об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками Воронежу в период оккупации с 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года, приводит страшные цифры: из 20 тысяч жилых домов уничтожено и взорвано 18 277 зданий с жилой площадью 1237 тысяч квадратных метров; разрушено 64 километра трамвайного пути; городской коммунальный фонд уничтожен на 92 процента. Но трамвайное депо на ул. 9 января не было разрушено — в нем фашисты хранили танки, а вот трамваи были практически полностью уничтожены, медные контактные провода были сорваны вместе с чашечками, трамвайные рельсы немцы пустили на укрепление своих блиндажных нор.
  • 15 мая 1943 года. Возобновлено движение трамвая. Маршрут пока был единственный: от вокзала к проспекту Революции, мимо Кольцовского сквера на улицу Плехановскую и до кольца на площади Застава. «На прокладке трамвая каждый трудоспособный воронежец должен был отработать 100 часов. Мужчин среди восстановителей почти не было — на фронте. Так вся тяжесть на женские плечи легла. И путь вручную расчищали от завалов, и воронки засыпали лопатами.»
  • 29 августа 1954 г. — построен заново Вогрэсовский мост; трамвайное движение снова стало связывать оба берега (маршрут № 9 Вокзал — ул. Циолковского).
  • 1986 год. Воронежу — 400 лет. Празднование 400-летия города в 1986 г. стало своеобразной вехой его истории. К юбилею были отреставрированы исторические и архитектурные памятники, проведена интенсивная научно — исследовательская работа, издан ряд работ по истории города. Была завершена реставрация и состоялось освящение Успенской Адмиралтейской церкви. Сдан в эксплуатацию Северный трамвайный мост.
  • 2001 год. В Воронеже действало 20 трамвайных и 18 троллейбусных маршрутов. В городе имеелось 174 трамвая и 136 троллейбусов, а общая протяженность путей составляла 173,8 км для трамвая и 141 км для троллейбуса. Существовали планы запуска скоростного трамвая и покупки 40 вагонов типа Татра-T6B5 в Германии. Однако мэрия во главе с А. Я. Ковалевым приняла решение о демонтаже линии на Московском проспекте — одной из самых загруженных трамвайных линий города. В числе причин для начала снятия трамвая, названных А. Я. Ковалевым, были такие: «необходимо расширить проезжую часть для автомобилей», «трамвай нигде в мире уже не используется, у него нет перспектив развития», «этот вид электротранспорта оказался слишком затратным и малоэффективным» и даже такой: «трамваи — экологически очень грязный вид транспорта» (Источник: газета «Комсомольская правда — Воронеж», от 01.10.2002) В то же время ряд депутатов Городской Думы, а так же работники МУП «Воронежэлектротранс» заявляют, что истинной причиной явилось желание А. Я. Ковалева избавить маршрутные такси, принадлежащие близким к нему людям, от сильного конкурента. В пользу последней версии говорит тот факт, что кроме трамвая в городе практическим исчезли троллейбусы и муниципальные автобусы. В настоящий момент 97 % перевозок в городе осуществляется частными маршрутными такси.
  • 2002 год. Списываются 160 вагонов Татра-Т3 и Татра-T6B5, закрываются два трамвайных депо, в том числе на ул. 9-го января, не разрушенное даже немцами.
  • 1 февраля 2006 года. В Воронеже проходят торги, на которые за долги выставленно имущество МП «Воронежэлектротранс», в том числе два депо, разворотные кольца троллейбусов, сами троллейбусы. Воронежский арбитражный суд признает торги незаконными и запрещает их проведение, однако впоследствии данные решения отменяются арбитражным судом Центрального округа в Брянске.
  • 2 февраля 2006 года. Работники электротранспорта выходят на митинг на пл. Ленина, требуя от властей возрождения электротранспорта. Мэр Воронежа Б. М. Скрынников обещает, что к 2010 году в городе будет 200 трамваев и 300 троллейбусов. Мэр заявляет, что город в состоянии позволить себе в 2006 году покупку 7 трамваев и 40 троллейбусов, с привлечением для этого в том числе частных средств.

Маршруты

В 2000 году имелось 20 трамвайных маршрутов, связывавших все районы города, трамвай обслуживал 60 % всех перевезённых пассажиров; В 2006 году в сумме троллейбусами и трамваями перевозится менее 4 % горожан.

Действуют три постоянных маршрута:

  • № 1 ул. Острогожская — ул. Ворошилова — ул. Кольцовская — Пр. Революции — ул. 45-й стрелковой дивизии — ул Беговая — ВРТТЗ
  • № 2 ул. Перхоровича — ул. Южно-Моравская — ул. Героев-Сибиряков — ул. Краснознаменная — ул. Кольцовская — Вокзал
  • № 7 ул. Газовая — ул. 9-го Января — ул. Кольцовская — Пр. Революции — Северный трамвайный мост — ул. Остужева

и один пиковый маршрут (два рейса в утренний час-"пик" и два рейса в вечерний час-"пик"):

  • № 8 ул. Перхоровича — ул. Южно-Моравская — ул. Героев-Сибиряков — ул. Ворошилова — ул. 9-го Января — Пр. Труда — ул. Солнечная — ул. Беговая — ВРТТЗ

Подвижной состав

Трамвайное движение было открыто вагонами серии «Х». Затем в городе эксплуатировались трамваи КТМ-1, МТВ-82, Татра-Т3, Татра-Т6В5. В 2006 году в пассажирском движении используются оставшиеся трамваи КТМ-5, КТМ-5М и один вагон 71-605РМ (КТМ-5РМ) производства ВРТТЗ. Вагон серии 71-605РМ (№ 311) является уникальным в стране, вагоны такой же серии есть в Кемерово и Усолье-Сибирском (по 2 штуки), но все, кроме воронежского, оборудованы КТСУ, а не ТИСУ. На ходу находится также вышка контактной сети А-1 на базе вагона МТВ-82.

Объекты сети ГЭТ

В 2006 году действует одно трамвайное депо (Трамвайный парк № 3), на улице Кривошеина, д. 13 и два троллейбусных депо на улице Космонавтов (троллпарк № 1) и улице Хользунова (троллпарк № 2). К утерянным из сети ГЭТ за время «трамвайного погрома» относятся следующие объекты: трамвайный парк № 1 на ул. 9-го Января (передан органам внутренних дел), трамвайный парк № 2 (продан за 1 миллион рублей), ночная троллейбусная стоянка на левом берегу (продана), а также ВРТТЗ (продан частным лицам без сохранения профиля производства). Часть линий трамвая, существовших в 2001 году, была позже демонтирована — это линии по Московскому проспекту, отрезок путей на Ленинском проспекте от ул. Героев Стратосферы до ул. Димитрова, линия на Отрожку, линия по ул. Димитрова, линия на студгородок ВПИ (пригородная линия), линия на СХИ. Часть линий находится в консервации и частично разрушена — линия на МАШМЕТ (по ВОГРЭСовскому мосту), линия по ул. Героев Стратосферы, линия на Подгорное, линия на Северо-Восточный район и отрезок путей от ул. Остужева до ул. Димитрова.

Одним из уникальных объектов ГЭТ Воронежа является Северный трамвайный мост, построенный к 400-летию города. Он представляет собой двухэтажную трехярусную конструкцию. По верхнему ярусу используют трамваи, а два нижних яруса — правый и левый, служат для проезда автомобилей. Мост имеет длину 1,8 км и проектировался для пуска в Воронеже скоростного трамвая.

Последствия демонтажа трамвайных линий

В феврале 2006 года мэрией г. Воронеж признаны последствия демонтажа трамвайных линий:

  • Плохое состояние экологии в городе
  • Образование пробок из-за увеличения числа маршрутных такси и автобусов
  • Давка в автобусах и на остановках по причине низкой провозной способности автобусов
  • Повышение аварийности движения

В связи с этим мэр г. Воронеж Б. М. Скрынников в 2006 году заявил о намерении восстановить трамвайное движение и увеличить число трамваев в городе к 2010 году до 200 штук.

Борьба за трамвай

В городе в 2005 году образовался общественный комитет «Воронежцы за трамвай», ставящий целью возрождение системы ГЭТ. Работа комитета нашла отражение в СМИ, в 2006 году комитетом был проведен ряд уличных акций в поддержку трамвая и троллейбуса. С августа 2006 года с комитетом сотрудничает городская администрация Воронежа, депутаты Городской Думы, члены Общественной Палаты Воронежской области. Подавляющее большинство воронежцев (95 %) по опросам поддерживает возрождение электротранспорта в городе.

Смотреть еще

Ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home