Тепловоз

Тепловоз
Привод Дизельный двигатель
Период с 1924 года
Скорость до 160 км/ч
Область применения общественный транспорт, грузовые перевозки
Инфраструктура рельсовый путь

Теплово́з — это автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания (ДВС), обычно дизель. Двигатель тепловоза преобразует энергию жидкого топлива в механическую работу вращения коленчатого вала, от которого вращение через тяговую передачу получают движущие колеса. К основным узлам тепловоза относится: экипажная часть, кузов тепловоза. К вспомогательным узлам — система охлаждения, система воздухоснабжения, воздушная (тормозная) система, песочная система, система пожаротушения и т. д.

По роду службы тепловозы классифицируются на грузовые, пассажирские и маневровые. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками.

По типу передачи выделяются следующие типы тепловозов:

  • с электропередачей
  • с гидравлической передачей
  • с механической передачей (мотовозы)

В обозначениях советских тепловозов буквы обозначают:

  • Т — тепловоз
  • Э — электрическая передача
  • Г — гидравлическая передача
  • П — пассажирский
  • М — маневровый

Тепловозы в СССР выпускались в составе одной, двух, трех и четырех секций. Мощность одной секции тепловоза может составлять до 6600 л. с. (американский EMD DDA40X), но у серийных тепловозов не превышает 4000  л. с. (ТЭП70 и 2ТЭ121). Для увеличения мощности тепловоза используется эксплуатация нескольких секций объединенных по системе СМЕТ.

Первыми тепловозами в мире были тепловозы Щэл1 системы инженера Гаккеля и системы инженера Ломоносова Ээл2, оба были построены в 1924 году и совершили свою первую поездку 6 ноября 1924 года.

Первые серийные тепловозы выпускались с 1931 года Коломенским заводом, однако в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны выпуск тепловозов был прекращен. В 19451946 годах на дороги СССР поступают тепловозы серий Да и Дб изготовленные в США. С марта 1947 года выпуск тепловозов возобновляется в СССР.

В СССР серийно выпускались тепловозы ТЭ1 (1000  л. с., 300 секций), ТЭ2 (1000  л. с., 1056 секций), ТЭ3 (2000  л. с., 13594 секций), ТЭМ2 (1200  л. с., 3160 секций), ТЭП10 (3000  л. с., 335 секций), 2ТЭ10, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 3ТЭ10М, 2ТЭ10У (3000  л. с., с учетом всех модификаций 16921 секция — выпуск продолжается), ТЭП60 и 2ТЭП60 (3000  л. с., 1473 секции), М62, 2М62У, 3М62У (2000  л. с., 2363 секции), ТЭП70 (4000  л. с., 555 секций — выпуск продолжается), 2ТЭ116 (3000  л. с., 3400 секций — выпуск продолжается). Кроме того, в странах СЭВ приобретались маневровые тепловозы: в Венгрии ВМЭ1 (600  л. с., 310 секций); в Чехословакии ЧМЭ2 (750  л. с., 522 секции), ЧМЭ3 (1350  л. с., 7356 секций).

Помимо указанных серий выпускались в небольшом количестве опытные и экспериментальные тепловозы, тепловозы узкой колеи, а также в больших количествах тепловозы небольшой мощности, предназначенные для промышленного транспорта.

Содержание

Тепловозостроительные заводы

Тепловозоремонтные заводы


См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home