Абеляр, Пьер

Пьер Абеля́р или Абелар (Abailard, Abélard, Petrus Abalardus) (лат. Petrus Abaelardus, 107921 апреля 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.

Содержание

Биография

Родился в деревушке Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Гильом из Шампо (Гийом де Шампо) привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя.

С 1102 года Абеляр учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрёл себе непримиримого врага в лице Гильом из Шампо. После того, как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которые наиболее известны: папа Целестин II, Пётр Ломбардский, Беренгар и Арнольд Брешианский.

Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр возгорел пламенною страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённые наслаждались полным счастьем, пока страстные песни Абеляра не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отпёрлась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле.

Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 г. сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству. Освобождённый наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырём, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев. Его противники с Бернаром Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г. на соборе в Сансе его учение было осуждено и приговор этот утверждён папою с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.

Абеляр умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были в 1800 г. перенесены в парижский музей (musée des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь Сен-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Près) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (Père-Lachaise).

Философия

В споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в философии и богословии, Абеляр занимал особое положение. Он не считал, подобно Росцелину, главе номиналистов, идеи или универсалии (universalia) только простыми поименованиями или отвлечённости, равно не соглашался с представителем реалистов, Гильом из Шампо, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, Абеляр доказывал и заставил Гильома из Шампо согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно («inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum»). Таким образом, в учении Абеляра заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место, занятое Абеляром по отношению к учению об идеях, остаётся спорным вопросом, так как Абеляр в своём опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределённо и шатко.

Большинство ученых считают Абеляра представителм концептуализма. Религиозное учение Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

Абеляр и Элоиза

Для истории литературы особый интерес представляют трагическая история любви Абеляра и Элоизы и их переписка.

Став уже в средние века достоянием литературы на народных языках (переписка Абеляра и Элоизы переложена на Французский язык в конце XIII века), образы Абеляра и Элоизы, любовь которых оказалась сильнее разлуки и пострига, не раз привлекали писателей и поэтов (Вийон, «Баллада о дамах былых времён» («Ballade des dames du temps jadis») и Фаррер, «La fumée d’opium»); намёк на историю Абеляра и Элоизы содержит и заглавие романа Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» («Nouvelle Heloïse»).

Есть мнение, что знаменитая переписка между Абеляром и Элоизой была целиком сочинена самим Абеляром и является тем самым литературным вымыслом. Однако доказательств этой точки зрения нет.

Библиография

  • Гольдгорн, «De summis principiis theologiae Abaelardeae» (Лейпциг, 1838);
  • Борнеман, «Anselmus et Abaelardus sive initia scholasticismi» (Копенгаген, 1840);
  • Бонье, «Abélard et St. Bernard, la philosophie et l'église au XII-me siècle» (Париж, 1862);
  • Гайд, «A. und seine Lehre im Verhältniss zur Kirche und ihrem Dogma» (Регенсбург, 1863);
  • Каулих, «Geschichte der Scholastik» (Прага, 1863);
  • Стокль, «Geschichte der Philosophie im Mittelalter» (Майнц, 1864);
  • Прантль «Geschichte der Logik im Abendlande» (Лейпциг, 1861);
  • Феслер, «A. und Heloise» (Берлин, 1806);
  • Шлоссер, «A. und Duicin» (Гота, 1807);
  • Вильнав, «Abélard et Héloise, leurs amours, leurs malheurs, leurs ouvrages» (Париж, 1834);
  • Якоби, «А. und Heloise» (Гамбург, 1860).
  • Ремюз, «Abélard» (Париж, 1845);
  • Вилькен, «Peter A.: eine Studie in der Kirchengeschichte des Mittelalters» (Гёттинген, l855).
  • Полное собрание сочинений Абелара издано Кузеном (2 т., Париж, 1849—69); он же издал «Ouvrages inédits d’Abélard» (Париж, 1836), в коих находится биография и характеристика Абелара.

Ссылки


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home