Архив популярной музыки

Архив популярной музыки — серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 19881989 годах. Каждая пластинка представляла собой собрание песен кого-либо из наиболее влиятельных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950х1970х годов.

Содержание

Выпуски

Примечание: сохранены орфография, пунктуация и варианты перевода английских имён исполнителей и названий альбомов на русский язык, использовавшиеся студией «Мелодия».

История существования серии

Появлению данной серии предшествовало издание студией «Мелодия» в 1987 году серии «Рок-архив». В рамках «Рок-архива» вышло всего три пластинки, которые являлись полными эквивалентами появившихся позже выпусков «Архива популярной музыки» № 8, № 9 и № 7. Идентичными были не только списки песен на этих параллельных выпусках и тексты сопроводительных статей к ним, но и каталожные индексы пластинок; единственное отличие заключалось в оформлении конвертов серий (художником в обоих случаях выступал А.Гусев). Тираж серии «Рок-архив» был неизмеримо меньше тиража «Архива популярной музыки», в связи с чем пластинки «Рок-архива» оказались практически недоступны массовому покупателю.

Точные причины, по которым «Мелодия» остановила выпуск серии «Рок-архив», и заменила её серией «Архив популярной музыки», неизвестны, тем более, что изданный в рамках «Архива популярной музыки» материал в большей степени может быть классифицирован как «рок», чем как «популярная музыка» . Предположительно, во время выпуска этих серий термин «рок» ещё имел негативный окрас в глазах чиновников, чьё одобрение было необходимо для осуществления любых подобных проектов, в связи с чем и было решено «сменить вывеску». По «мелодиевской» классификации, обозначенной в каталожных индексах пластинок (С60… или М60…), обе серии относились к жанру «эстрада» [1].


Примечательным фактом является установка цен на пластинки двух серий. Цена пластинки «Рок-архива» была равна цене пластинок советских исполнителей (2 рубля 50 копеек). Однако, пластинки серии «Архив популярной музыки» продавались по цене 3 рубля 50 копеек — это соответствовало ценам на пластинки зарубежных исполнителей, на выпуск которых необходимо было покупать лицензию у правообладателей. Данное ценообразование в случае с «Архивом популярной музыки» вряд ли можно было считать обоснованным (см. ниже).


Статья, сопровождавшая последний выпуск «Архива популярной музыки» (№ 12), позволяет предположить, что в планы издателей входило продолжение серии («В дальнейшем вы сможете познакомиться…»), однако новых выпусков не последовало. Возможно, неосуществлёнными планами объясняется отсутствие в этой серии выпусков с музыкой многих других признанных мастеров жанра, таких как, например, Битлз или Пинк Флойд.


Подбор музыкального материала для этих сборников, а также написание сопроводительных статей к ним (размещаемых на оборотной стороне конвертов пластинок) осуществлял Андрей Гаврилов, позже основавший лейбл Solyd Records. Хотя авторство А.Гаврилова чётко обозначено на каждой пластинке, иногда при упоминании серии в качестве автора ошибочно называют людей, не имеющих к серии никакого отношения, хотя и связанных с данным направлением в музыке — Д.Ухова (также работал в «Мелодии»), Артемия Троицкого[2], и др.

Вопрос авторского права

Ситуация с соблюдением студией «Мелодия» авторских прав на музыкальный материал при выпуске данной серии выглядит туманной. Судя по всему, лицензии на выпуск материала не приобретались, так как на пластинках отсутствовали какие-либо упоминания о правообладателях. При этом некоторые из выпусков сопровождались следующим комментарием о происхождении материала: «При составлении пластинки были использованы записи из коллекций (далее идет перечень фамилий — например, «А.Белявцева и М.Гулина»), которым Студия выражает благодарность.»

Значение серии для меломанов в СССР

В СССР доступность записей в жанре «рок» была очень ограниченной: «Мелодия», фирма-монополист, выпускала такой материал в лучшем случае в рамках сборников, среди образцов музыки, мало похожих по характеру и стилю, иногда искажая информацию о названиях или авторстве материала. Тираж этих пластинок чаще всего не был в состоянии удовлетворить спрос на них, что ещё больше ограничивало легальный доступ к такой музыке. Вероятно, нежелание студии «Мелодия» уделять внимание данному жанру объясняется двумя причинами: экономическая — за легальное издание зарубежной музыки необходимо платить валютой, которая всегда была в СССР на строгом учёте; политическая — по содержанию, подаче и по характеру в целом рок-музыка не соответствовала пропагандирующимся в те годы культурным и политическим идеалам.

Массовое распространение такой музыки осуществлялось подпольным копированием с пластинок, которые правдами и неправдами привозились с Запада в очень ограниченных количествах (и мгновенно становились весьма дорогим предметом спекуляции). Музыка переписывалась у знакомых магнитофонным способом (если имелся магнитофон и имелась копия у знакомых), потом другие знакомые переписывали себе копию с этой копии, и т. д. — до большинства слушателей доходила далеко не первая магнитофонная копия. Качество получаемых записей оставляло желать много лучшего в сравнении с оригиналом.

На этом фоне серия «Архив популярной музыки» отличалась сравнительно высоким «виниловым» качеством записи (хотя и вызвавшим нарекания со стороны филофонистов, у которых имелись «фирменные» пластинки), и была выпущена достаточно большим тиражом, в связи с чем изданная музыка оказалась доступна массовому покупателю легально и в основном по официальным ценам.

Более того, каждая пластинка серии сопровождалась подробной статьёй о творческой истории представленных в данном выпуске музыкантов. Журналы и книги с информацией о рок-музыкантах, ввезённые из-за рубежа или напечатанные способом самиздата, также представляли в СССР большую редкость, поэтому статьи с конвертов этой серии оказались для многих меломанов своеобразным введением в историю рок-музыки.

Таким образом, несмотря на туманность в вопросе соблюдения авторских прав, на критику со стороны «гурманов» в адрес подбора песен и качества звука, данная серия пластинок внесла неоценимый вклад в популяризацию на территории Советского Союза творчества музыкантов, чьи композиции были выпущены в рамках серии.

Примечания

  1. Объяснение условных обозначений на этикетках пластинок фирмы «Мелодия» на сайте meloman.com1.ru
  2. Рецензия к книге Дейвис С. «Rolling Stones: Время собирать Камни» на сайте topkniga.ru
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home