Буддизм в Бирме

В Бирме (Мьянма) распространено несколько школ буддизма Тхеравады, небольшое количество проживающих в Бирме китайцев практикуют Махаяну. К буддистам относят себя 90 % населения Мьянма. В первую очередь это бирманцы (бамар), народ Мон народы Шан, жители республики Аракан и китайцы. Среди этнических бирманцев буддизм Тхеравады сочетается с культом духов (натов). Сангха, в которую входят буддийские монахи, играет важную роль в бирманском обществе.

Содержание

История проникновения буддизма

(В соответствии с данными, приведёнными в «Словаре буддизма» В. И. Корнева)

Буддизм пришёл на территорию Бирмы чуть ли не с самим Буддой, и по традиции считается, что золотая статуя Махамуни в Мандалае была отлита лично с Будды, при его жизни, и освящена его аурой. Эту статую бирманцы транспортировали в Мандалай после разгрома царства Аракан в 1784 году, сделав это в три приёма — сначала водным путём, затем через горы по суше, и потом опять водным путём по реке Иравади до Мандалая).

В III веке до н. э. царь Ашока отправил двух буддийских миссионеров, Сона и Уттара, в Индокитай — или, как в те времена называли эти края, в Суваннабхуми, где они создали общину толка тхеравады в монском государстве Татон. Исторические документы свидетельствуют о том, что первые буддийские миссионеры прибыли из Южной Индии в I веке н. э. и создали общины тхеравадинов в монских государствах Татон и Пегу.

В III-V веках буддийские миссии сарвастивадинов и махаянистов из Восточной Индии создали свои общины в долине реки Иравади, где находилось государство пью Шрикшетра (III-IX века).

В V веке в в результате синкретизма буддизма с местным культом натов образовался специфический бирманский буддизм, который долгое время сосуществовал с индуистскими культами Вишну и Шивы, а в религиозном центре Шрикшетра Пьи (Проме) сложились культы Авалокитешвары и Майтреи.

Многообразие культов содействовало возникновению тантрического буддизма.

В 841 был основан город Паган. В 1044 году первый бирманский король Аноратха, который объединил в одно государство несколько княжеств, взошёл на трон в Пагане. В это время господствующей религией в Бирме был индуизм, а также в некоторых местах имелись буддийские общины Махаяны. Король Мануха государства Татон направил к бирманскому королю буддийского монаха учения Тхеравады по имени Арахан.

По другой версии, говорится, что король Аноратха однажды увидел одного тхеравадинского послушника и был поражён его спокойствием и достойным благородством. Обратившись к нему, он выяснил, кто является его учителем. Затем, посетив его учителя, которым являлся Шин Арахан, и удостоившись мудрого совета и познания, он (как говорят древние писания) принял буддизм и укрепился в вере.

Так или иначе, но король Аноратха, уверовав в Будду, потребовал от короля Манухи священных реликвий и буддийских текстов. Король Мануха, сомневаясь в глубине убеждений своего бирманского коллеги, ответил отказом. Тогда Аноратха организовал неожиданный военный поход, разгромил Татон и унёс в Паган все, что только мог, — 32 полных собрания Трипитаки, все священные реликвии, а также увёл всех монахов и взял в плен самого короля Мануху — всего 30 000 пленников. Обретя таким образом новую религию, король Аноратха приступил к монументальному строительству многочисленных золотых пагод, храмов, ступ и монастырей.

Развитие буддизма

Паган превратился в мировой центр Тхеравады, туда стекались тысячи паломников. Король Мануха и многочисленные пленные превратились в потомственных храмовых рабов (занятых на уборке и поддержании храмов).

Во время монгольского нашествия последний паганский царь приказал разрушить буддийские храмы, чтобы использовать строительные материалы для строительства укреплений. Началась паника, и население разбежалось из города. Монголы заняли Паган практически без сопротивления.

Возрождение бирманского государства произошло при династии Конбаунов (17521885). Буддизм толка тхеравады стал неотъемлемым элементом политической системы страны; сангха была реформирована соответственно административному устройству государства, ей были оставлены лишь те земли, доходы с которых шли на ремонт пагод и монастырей, на содержание членов сангхи. Все монастыри подчинялись административному совету (судхамма), во главе которого стоял татанабайин («охранитель порядка»).

Британское завоевание Бирмы, продолжавшееся более 60 лет, привело к ликвидации двух столпов буддизма: монархии и института татанабайина, в результате чего централизованная сангха распалась на общины и перестала быть активной политической силой. Местные власти, поставленные английским правительством, перешли в христианство. Но даже в тот период (конец XIX века) монастыри продолжали обеспечивать деятельность системы начального образования по всей Бирме и оставаться хранителями бирманской культуры. По мере усиления национально-освободительного движения именно буддийские монахи несли весть о нём по деревням. В начале XX века борьба за освобождение стала ассоциироваться с возрождением и защитой буддизма, что вызвало необходимость публичного признания принципов буддизма теми, кто стремился стать у руководства нацией.

Сразу же после получения независимости (4 января 1948) премьер-министр У Ну, который сам неоднократно уходил в монастырь, возродил буддийскую иерархию, установил жёсткую дисциплину в сангхе и начал активно использовать буддизм для реорганизации общественной жизни. В 1958 на повестку дня был поставлен вопрос о создании буддийского государства.

На протяжении многих веков повсюду в Бирме возводились многочисленные золотые пагоды — храмы и ступы. Строительство новой пагоды по традиции считалось значительно большей заслугой с точки зрения получения хороших следующих рождений, чем ремонт старой, зачастую вместо ремонта разрушенных пагод предпочитали строить новые. Считается, что только в Пагане построено несколько миллионов пагод, фактически же в хорошем состоянии находится несколько тысяч.

В марте 1962 произошёл военный переворот, к власти пришёл Революционный совет во главе с генералом Не Вином. В 1974 было опубликовано постановление правительства «Политика и взгляды Революционного совета по религиозному вопросу», которым провозглашались отделение религии от государства и отказ признавать особую роль буддизма в обществе. Но уже с 1977 наметилась тенденция к сближению правительства с руководством сангхи. В мае 1980 был созван Первый всебирманский конгресс будддийских монахов, который официально признал и освятил режим Не Вина. Со своей стороны, правительство подтвердило свою готовность выступать покровителем сангхи и пропагандировать идеи буддизма в стране.

В настоящее время сангха состоит из 9 школ, имеется около 25 тыс. монастырей и храмов. Сангха насчитывает 250 тыс. членов.

Буддийские храмы и монастыри

Возведение пагод считалось святым делом, а земная жизнь была не так важна — даже королевский дворец в Пагане был деревянный, а большинство населения ютилось в примитивных хижинах. Огромное количество средств тратилось (и тратится по сей день) на строительство и поддержку пагод, в то время как мирские интересы всегда отодвигали. Принято украшать пагоды и статуи листьями сусального золота, и даже бедные семьи всегда находят средства на покупку золотых листьев и их жертвования.

Монастырей в Бирме несчитанное количество. Многие уходят в монастырь на сравнительно короткий срок, даже на неделю, нередко в монастырях проводят отпуск. Директора, начальники и менеджеры отдыхают в монастырях, чтобы снять с себя стрессы. Лишь небольшая часть монахов уходит в монастыри пожизненно. Среди монахов немало образованных людей, особенно после закрытия университетов многие бывшие студенты и преподаватели ушли в монастыри. Поэтому в монастырях несложно встретить людей, говорящих хорошо по- английски. По всей Бирме разбросаны монастыри и медитационные центры, и для иностранцев нет особых проблем найти медитационный центр, в котором монахи говорят по-английски, и пройти там курс медитации той протяжённости, на сколько хватает отпуска или визы.

Монахи повсюду очень почитаемы. Согласно распорядку монастырей, монах не имеет право владеть никакой собственностью, кроме одежды, предметов личной гигиены, зонта и чаши для подаяний. Монах не имеет права прикасаться к деньгам и владеть деньгами. Пожертвования для монастырей делаются в специальные ящики для пожертвований, и никогда не передаются монахам лично. Женщины не имеют право касаться монахов, и вступать с ними в контакты.

Рано утром, около пяти часов, все монахи выходят со своими чашами на улицы для сбора жертвенной еды. Обычно им не приходится, подобно нищим, выпрашивать подаяния — как правило монахи закреплены за определёнными семьями, которые их кормят завтраком и наполняют их чаши рисом и продуктами. Голодать монахам не приходится — обычно в монастырях скапливается достаточно пищи хорошего качества.

Питаться монахам положено только до полудня, всю вторую половину дня можно только пить воду или соки. Сон у монахов короткий — около четырёх часов в сутки, но образ жизни в монастыре позволяет без особых сложностей переносить такой ритм. Обучающиеся в медитационном центре регулярно обсуждают ход своих медитаций как с учителями, так и между собой, и слушают индивидуальные наставления учителей.

Женские монастыри живут в Бирме по другому распорядку. Женщины часто уходят в монастырь пожизненно. Они просят подаяние на улицах (они могут брать деньги), и в благодарность за подаяние исполняют молитвы. Монахини ходят в розовых одеждах, бреют голову как и мужчины, и закрывают головы сложенной несколько раз красной тканью.

В свободное время бирманцы посещают многочисленные пагоды — ступа и храмы. На территории пагод и вокруг них необходимо ходить босиком, поэтому пагоды постоянно и тщательно подметаются. Часто ступы стоят высоко на горе, и крытые лестничные галереи с сотнями или даже тысячами ступеней поднимаются к ним с четырёх разных сторон. Храмы нередко бывают симметричной формы с алтарём (Буддой) в каждом из четырёх крыльев. Посетители приходят к пагодам индивидуально и подолгу сидят в медитациях. У наиболее популярных пагод имеются «места исполнения желаний», куда часто приходят бирманцы.

Пагоды окружают будды, соответствующие разным дням недели — сидящий Будда, стоящий Будда, лежащий Будда. Поклоняясь Будде своего дня недели, ему дарят цветы и обливают его водой от жары. Храмовые комплексы состоят из множества павильонов, построенных в разные века.

Для приёма пожертвований нередко жертвенную чаше ставят далеко, или приводят в движение (на карусели или на механическом ковчеге), и посетители должны добросить деньги до жертвенной чаши и попасть в неё точно — тогда у них больше шансов, что их желания исполнятся. На подобных жертвенников часто упражняются дети, бросая в чашу мелкие монетки.

Помимо классического буддизма теравады параллельно существует вера в природных духов — натов. Время от времени короли или правительства пытаются запретить или ограничить культ натов, но безуспешно. Король натов, Таджьямин, по преданию получал Учение лично от Будды. Шаманские ритуалы, связанные с культом натов, медиумические состояния одержимости натами — явления в Бирме достаточно обычные. Праздники (пве), посвящённые натам, нередко сопровождаются пьянством и употреблением наркотиков. Состояния опьянения также считаются влиянием натов и приближением к миру натов. Многие крупные праздники бывают очень шумными, и заканчиваются бурными драками.

Бирманцы очень охотно рассказывают о буддизме, но иногда несколько стыдятся своего культа натов, и для того, чтобы услышать о натах, надо создать доверительную, интимную обстановку.


Буддийские организации

Многие монастыри и медитационные центра Бирмы относятся благосклонно к иностранцам, желающим принять монашество как временно (от десяти дней), так и постоянно. Пребывание в монастыре бесплатно, гостей будут встречать в аэропорту, и с момента приезда до отъезда им не потребуется денег, так как обладание деньгами противоречит правилам винаи. Наиболее охотно посещаются краткосрочные курсы випассаны.

Иностранцы содержатся и обучаются вместе с местными жителями, для них подбираются говорящие по английски наставники. Связаться с монастырями и центрами випассаны можно по почте или через интернет.

Ссылки

См. также Буддизм по странам

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home