Юэчжи

Юэчжи (кит. 月氏, 月支 Yuèzhī) или Да Юэчжи (кит. 大月氏, 大月支, Большие Юэчжи) — китайское название народа в Центральной Азии, который, по предположениям, был тем же или родственным народом, что и тохары (греч. Τοχάριοι), упоминаемые у древних греков. Исходно они занимали пастбища в бассейне Тарима, там где сейчас находится Синцзян, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае, потом они перекочевали в Трансоксанию и Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю.

Существует гипотеза что первый иероглиф в слове юэчжи был не луной 月 (юэ) а мясом 肉 (жоу), тогда название «жоучжи» приобретает смысл «племя, которое ест мясо».

Содержание

Первоначальное место обитанния

Первое упоминание о народе юэчжи датируется 645 до н. э.. Китайский автор Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы (кит. 管子) описывает племя Ючжи (кит. 禺氏) или Нючжи (кит. 牛氏) с северо-запада, которое поставляет Китаю нефрит из ближайших гор Ючжи в Ганьсу. Поставки нефрита из Таримского бассейна в Китай хорошо исследовано археологами.

Детально о юэчжи говорится в китайских исторических документах, особенно в период со II по II век до н. э. в "Исторических записках" Сыма Цяня. В главе 123 говорится, что "юэчжи изначалоно проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном", что соответствует востоку Таримского бассейна и северу Ганьсу.

Портреты их царей на монетах показывают, что юэчжи скорее всего были кавказоидами, однако не сохранилось непосредственных записей об именах их правителей и нет уверенности в аккуратности передачи черт лица на протретах.

По китайским источникам юэчжи - белые люди с длинными волосами", созранились также таримские мумии с кавказоидными чертами.

Тохарский язык как один из индо-европейских очерчен в том же регионе, и хотя первые свидетельства языка относятся к VI веку, косвенные свидетельства типа разницы между диалектами A и B и отсутствие остатков тохарского за пределами региона позволяют считать, что этот язык существовал в поселенияю юэчжи в конце первого тысячелетия до н. э..

По китайским данным во время правления императора Цинь Шихуана царство юэчжей процветало, но при этом постоянно враждовало с окружающими сюнну на северо-востоке.

Существуют и другие версии по поводу происхождения юэчжи.

Исход

Юэчжи правтиковали обмен заложниками с сюнну. Принц Моду (кит. 冒頓), умудрился украсть лошадь и бежать из плена, когда юэчжи пытались убить его после атаки его отца, царя сюннов. Вернувшис, Моду убил своего отца и стал сам царём сюнну.

Около 177 до н. э. сюнну ыо главу с Моду вторглись на территорию юэчжи в Ганьсу. Он послал хвалебный доклад к ханскому двору, его сын убил царя юэчжи и следал чашу для питья из его череа.

По китайским источником значительная част юэчжи попала в зависимость от сюнну, видимо они и стали предками будущего большого царства. Небольшое количество юэчжи сбежало на юг через Тибет, они получили название "малые юэчжи". Согласно династийной Истории Хань, спаслось 150 семей.

Потом большая группа юэчжи смогла убежать из Таримского бассейна и Ганьсу на северо-запад, первоначально поселившись в долине реки Или, к северу от гор Тяньшань, где они нанесли поражение племени Сай - сакам или скифам. Племя Сай было постепенно вытеснено в Кашмир и потом создали Индо-скифское царство.

После 155 до н. э. племя Усунь вместе с гуннами напали на юэчжи, вынудив их двинуться дальше на юг. Юэчжи пересекли оседлую цивилизацию в Давань ( Фергана) и оосновались на северном побережье Аму-дарьи (Оксуса), на территории Трансоксании, где находится современный Узбекистан и Таджикистан,к северу от Греко-бактрийского царства, которое было сметено набегом в 145 до н. э..

Поселение в Трансоксании

В 126 до н. э. китайское посолство во главе с Чжан Цянем посетило государство юэчжи, пытаясь организовать союз против сюнну. Хотя принц юэчжи отверг предложение о союзе, стремившийся к миру, Чжан Цянь смог собрать много сведений о ситуации в Средней Азии, которые потом ыло отражены в Исторических Записках (Шицзи) Сыма Цяня.

Чжан Цянь пробыл у юэчжи год. По его седениям, юэчжи занимали территорию на расстоянии 2000 - 3000 ли (1000 - 1500 км) к западу от Ферганы (Давань) к северу от Аму-Дарьи (Оксус), их соседями на юге были государства Дася,(Бактрия) и Аньси (Парфия), а на севере Канцзюй (Согдиана). Юэчжи - кочевники, всё время перемещающиеся с места на место со стадами, и их обычаи похожи на обычаи сюнну. У них войско от 100 до 200 тысяч луков.

Хотя они оставались к северу от Аму-Дарьи, они явно были связаны с Греко-бактрийским царством к югу от Аму-Дари. У них было пять основных племён во главе с ябгу, племенным вождём, титул которого китайцы называли сюми ( Xiūmì ,кит. :休密), на западе Вахан и Зибак, в Бадахшане (Гуйшан ,кит. :貴霜 - кушанцы) , на сопредельных территориях Аму-Дарьи Шуанми {кит. 雙靡)- Шугнан, Сидунь (Xidun,кит. 肸頓) в Балхе,и Думи (Dūmì, кит. 都密) в окрестности Термеза. [1]. По другим оценкам племена находились севернее, за Шахристанским перевалом, начиная от Ура-Тюбе, а непосредстванно на территории современного южного Таджикистана жило уже ставшее оседлым население юэчжи, перенявшее элементы греческой культуры.

Вторжение в Бактрию

В 124 до н. э. юэчжи включились в войну против Парфии, в которой был ранен, а потом умер от ран парфянский царь Артабан I.

Позднее, предположително под давлением сына Артабана, парфянского царя Митридата II, юэчжи двинулись на юг в Бактрию. После похода Александра Македонского в 330 до н. э. в этом регионе доминировала эллинистическая цивилизация (Селевкиды, Греко-бактрийское царство) ещё двести лет.

Об этом пишет Страбон - греческий историк, который упоминает, что скифы и тохарцы вместе с ассианами, пассианами и сакараулями разрушили Греко-бактрийское царство в II веке до н. э.. 11-8-1)


Экспансия за Гиндукуш

Правители Юэчжи

  • Sapadbizes (c. 20 BCE)
  • Agesiles (c. 20 BCE)


См. также


Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home