Внедорожник

Внедоро́жник, вседоро́жник (англ. field car, off-road vehicle, нем. Geländewagen) — полноприводный (4×4) легковой или легкий коммерческий автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также местности.

История

Первый массовый армейский полноприводный автомобиль внедорожник с зависимой подвеской всех колес и упрощенным открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэбаут — runabout) был создан в США уже после начала Второй мировой войны фирмами American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor по тендеру американской армии, что стало ответом на полноприводные командирские автомобили-кюбельвагены с упрощенными кузовами, появившиеся у армий стран Оси еще в середине 1930-х годов.

В СССР в 19411945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года — первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с оригиналом Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространенных военных автомобилей в армиях союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз.

После войны к конверсионной версии внидорожника, получившей торговую марку «Jeep CJ2A», во всем мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так в США с 1947 года на его базе начали выпуск цельнометаллического трехдверного универсала «Jeep 463», а также 3/4-тонного пикапа «Jeep Truck». На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов station wagon с рамными шасси от пикапов, например, «Chevrolet Suburban» 1958 года и Jeep Wagoneer 1962 года.

В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и −411 «Москвич», «Citroen 2CV Sahara» (кстати, двухдвигательный), «Renault Nomad» и т. д.

В конце 1960-х в США появился первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) — «Chevrolet Blazer» 1969 года, отличавшийся несколько более компактными размерами в сравнении со station wagon Suburban и съемной пластиковой крышей.

Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году.

В 1977 году в СССР был запущен в массовое производство первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Эта революционно недорогая, экономичная и комфортабельная модель стала весьма популярной во всем мире и фактически вызвала появление нового класса компактных внедорожников в Японии и США, позже эволюционировавшего в такой подкласс SUV как «кроссоверы».

С середины 1980-х годов на североамериканском рынке доля автомобилей типа «SUV», классифицируемых в США как «Light Truck», то есть легкие грузовики, постоянно увеличивается. В настоящее время на мировом рынке почти не осталось известных автобрэндов не предлагающих автомобили подобного типа.

В России на сегодня гражданские внедорожники выпускают:

Также производится «отверточная сборка» нескольких SUV американских и китайских марок.

Ссылки

каталог «Внедорожник» — М.: «Издательский Дом „Третий Рим“», 2000—2005 Л. М. Шугуров «Автомобили России и СССР», ч.1-2 — М.:ИЛБИ, 1993—1994 сайт журнала «За рулем»: http://www.zr.ru

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home