Абаддон

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Аваддон — [евр. имя «ангела бездны» (Откр 9:11), греч. Аполлион, «губитель» (Иов 15:21), «уничтожение», «гибель»]. (ивр. abaddon — «истребление, тление, преисподняя»). В ВЗ также преисподняя — место, где пребывают мертвые. В Иов 26:6, как и в Притч 15:11; 27:20, понятие А. употреблено в одном ряду со словом «преисподняя» (в МТ в обоих случаях «шеол»), в Пс 87:12 — со словами «во гробе» (в Синод. пер. этого стиха значение слова «аваддон» передано словосочет. «место тления»), в Иов 28:22 — со словом «смерть». В лит-ре раввинов А. встречается в значении самого нижнего отделения ада (Bill 3, 810).

Абаддон (ивр. abaddon — «разрушение») — в книге Иова (26—28, 22), Притчах (15, 11) и Псалмах (88, 89, 12) — царство теней, ад или место, где обитают погибшие. Аббадон, Аббадона, библ. Аваддон ; Аполлион, Апполион(греч. apollyon — «губитель») — по Апокалипсису (на ивр.- Аваддон, истребление, тление, преисподняя.) — имя повелителя духов ада, ангела Бездны, демона смерти и разрушения. В значении военного советника ада, обладающего могуществом, Абаддон усваивается религиозной поэзией средних веков и нового времени.

В Откровении св. Иоанна Богослова Аваддон ведет против грешников в конце времен воинство чудовищной саранчи (греч. akris), под коей комментаторы понимали особый вид демонов:


По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; на ней были брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бегут на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион.

Откр. 9, 7-11


Образы саранчи заимствованы из книг Исход (10,13-15) и пророка Иоиля (2,1-11), где наказание реальной саранчой предвещает еще более опустошительное бедствие воинством, посланным свыше (Иоил. 2,11). Сила саранчи, наводящая ужас, сравнима лишь с силой зверя (13,1-10). Эти исчадия ада вредят только нечестивым, но не касаются святых (9,4). Страдания постигают грешников уже в этой жизни, и эти страдания предвещают возмездие, ожидающее их в конце (20,11-15). Это видение изображает действие разрушительной, причиняющей страдание силы зла в человеческой душе. Иные толкователи считают видение саранчи сверхъестественной казнью через действие бесовских духов, которые будут выпущены на землю незадолго до Второго пришествия Христа.

Комментарий Новой Женевской Библии

Абаддон — властитель 6-го раздела преисподней, носящего то же имя, и князь 7-го чина демонов — «фурий (furiae), сеятелей бед, раздоров, войн и опустошений» (Р.Бертон «The Anatomy of Melancholy», 1621). Имя «Абаддон» неоднократно употреблялось в средние века как одно из обозначений Сатаны. В магической практике упоминается довольно редко (напр. «Черный Ворон», 16 в.).

В «Мессиаде» Клопштока образ Абаддона сентиментально-меланхоличен: восставший против Бога Абаддон — падший ангел, терзаемый поздним раскаянием. Этот образ оказал значительное влияние на русскую романтическую литературу («Абаддон» — Н. Полевого).



Упоминания в литературе

  • Ф. Г. Клопшток «Мессиада» (1748—1773): Аббадона — падший ангел, обретающий спасение, раскаявшись в своем падении и признав в Христе мессию.
  • В. Я. Жуковский «Аббадона» (1815): вольный перевод эпилога «Мессиады» Клопштока.
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1929—1940): Абадонна — демон войны и смерти из свиты Воланда («Абадонна, — негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках»).
  • Р.Хайнлайн «Магия инкорпорейтед»: Абаддон — один из принцев Темного Мира, приближенный Сатаны.
  • Р.Силверберг «Базилиус»: Аполлион — один из ангелов, воссозданных с помощью компьютера («…Аполлион, изрыгающий пламя, покрытый рыбьей чешуей. За спиной у него крылья дракона, в медвежьих лапах зажат ключ от преисподней»).

Ссылки


Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home