Прогрессивный рок

Прогрессивный рок
Направление: Рок
Истоки: Психоделический рок
Джаз
Классическая музыка
Место и время возникновения: Великобритания, конец 1960-х
Годы расцвета: 1970—1975
Поджанры:

Симфопрог, Кентербери, Спейс-рок, Поп-арт

Родственные:

Психоделический рок, Джаз-фьюжн, Краут-рок

Производные:

Нео-прогрессив, Прогрессивный метал

В Википедии есть проект
Прогрессивный рок

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — амбициозный, эклектический и часто величественный стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжена, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.

Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.

Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Rush и Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Deep Purple, Phish, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.

Содержание

Характеристика прогрессивного рока

Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов).

Однако можно перечислить характеристики, не универсальные, но типичные для тех или иных прогрессивно-роковых исполнителей, альбомов и отдельных произведений.

  • Удлиннение и усложнение музыкальных пьес, тяготение их макроформы к циклическим формам академической музыки, формирование альбомов (иногда многодисковых) как целостных произведений.
    • Длинные композиции (часто называемые «эпическими»), длящиеся иногда дольше 20 минут, со сложными мелодиями и гармониями (такие, как «In Held Twas In I» группы Procol Harum (17 минут 30 секунд), «2112» группы Rush, «Atom Heart Mother» и «Echoes» группы Pink Floyd, «Thick as a Brick» группы Jethro Tull, часовая «Light of Day, Day of Darkness» группы Green Carnation и 42-минутная «Six Degrees Of Inner Turbulence» Dream Theater).
    • Составные композиции, части которых в некоторых случаях трактуются как самостоятельные песни (например, композиция Yes «Close to the Edge» состоит из четырёх частей, «Hemispheres» Rush — из семи, «Shine On You Crazy Diamond» Pink Floyd из девяти; cингл Yes «Soon» — на самом деле пятиминутная вырезка из «The Gates of Delirium», длящейся 20 минут; аналогично, части упоминавшегося «Thick as a Brick» Jethro Tull появлялись как отдельные песни в различных сборниках).
    • Концептуальные альбомы, в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию. Примерами могут служить The Lamb Lies Down on Broadway группы Genesis, Dark Side of the Moon и The Wall группы Pink Floyd, и более новые Operation: Mindcrime группы Queensryche и Metropolis Part II: Scenes from a Memory группы Dream Theater.
    • Соло почти у каждого инструмента. Особенно знамениты в этом смысле гитарист Стив Хау, клавишник Рик Уэйкмен и ударник Нэйл Пирт.
    • Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры — музыканты группы Yes Крис Сквайр и Билл Бруфорд или Тони Левин и Билл Бруфорд из King Crimson.
    • Использование в композициях различных немузыкальных звуковых эффектов (иногда тяготеющее к академической «конкретной музыке»). Это очень характерно для Pink Floyd (для примера можно упомянуть открывающую песню альбома Dark Side of the Moon), но другие группы также пользовались ими; так, можно услышать звуки боя на сингле Jethro Tull «Warchild».
  • Дальнейшее расширение репертуара используемых тембров, усложнение метра и ритма, использование нетрадиционных для рока мелодических и гармонических решений.
    • Необычные вокальные стили и использование нетрадиционных вокальных гармоний из многих частей. См. Magma, Роберт Уайатт, Gentle Giant и Spock's Beard.
    • Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты фронтменом Jethro Tull Яном Андерсоном. Для прогрессивного рока, в отличие от других жанров, обычны клавишные инструменты (включая синтезатор, электроорган, фортепиано и меллотрон), народные ударные инструменты. Группы прогрессивного рока также экспериментировали с обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств, а также объёмным звуком (первыми на концертах им начали пользоваться Pink Floyd ещё в конце 60-х годов).
    • Использование оркестров и хоров не так уж часто встречалось в прогрессивном роке среди знаменитых групп; самыми знаменитые примеры рубежа 60-х и 70-х — Atom Heart Mother Pink Floyd и второй альбом Yes «Time and a Word». Обычно для изображения оркестра и хора использовался упоминавшийся меллотрон. Менее знаменитые группы, как, например, Renaissance более тесно сотрудничали с настоящим оркестром. Такой инструментальный выбор, особенно использование оркестра, стал намного привычнее в современном прогрессивном роке.
    • Использование необычного музыкального размера или настройки инструментов. Многие композиции используют разные размеры или/и темп (например, «Thela Hun Ginjeet» King Crimson содержит участки, в которых некоторые участники группы играют в 7/8, а другие в 4/4, создавая эффект «несогласованности»).
  • Поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философски-мировоззренческим «вечным темам», фантастической и фентезийной тематике.
    • Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война и сумасшествие. Песни прогрессивного рока редко посвящаются любви или сексу и почти никогда не затрагивают традиционные объекты популярной музыки, вроде танцев, машин и проч. Большинство групп прогрессивного рока также избегали прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями — например, альбом группы Genesis «Selling England by the Pound» (англ. «Распродавая Англию по фунту») посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как альбом группы Emerson, Lake and Palmer «Brain Salad Surgery» (англ. «Хирургия мозгового салата») постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной. Группы движения «Рок в Оппозиции», которых также часто приписывали к музыкантам прогрессивного рока — важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии. Такими же исключениями можно считать противоречивый альбом Pink Floyd 1983 года «Final Cut» и их же «Pigs (Three Different Ones)» альбома «Animals» 1977 года.
  • Стремление к «синтезу искусств», выражающемуся в продуманном оформлении сценических выступлений и издаваемых альбомов.
    • Эстетическое соединение музыки и других видов искусства (направление, берущее начало в альбоме «Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band» группы The Beatles и с энтузиазмом подхваченное в эпоху расцвета прог-рока). Некоторые группы хорошо известны оформлением своих альбомов, которое было такой же отличительной чертой группы, как и звук. Это прославило некоторых художников и студии, например Роджера Дина его работой с Yes и Сторма Торгерсона и его студию Hipgnosis работой с Pink Floyd. Рисунки Руди Гигера к «Brain Salad Surgery» группы Emerson, Lake and Palmer и вовсе стали одной из самых знаменитых обложек. Также нельзя не упомянуть фильм «The Wall» по одноимённому альбому Pink Floyd, снятый Аланом Паркером с Бобом Гелдофом в главной роли.
  • «Диалог» с классической академической музыкой (симфонической, камерной и оперной), джазом, современной академической музыкой (неоклассикой и авангардом).
    • Включение в альбомы классики. Например, Emerson, Lake and Palmer во многих местах использовали вещи Аарона Коупланда, Белы Бартока, Мусоргского и других, а также И. С. Баха. Иногда используемая классика значительно изменяется; Jethro Tull записала версию «Бурре» И. С. Баха, превратив его в «тонкую джазовую песню для ночного клуба» (по словам Иана Андерсона).

История прогрессивного рока

Истоки (1960-е—начало 1970-х годов)

Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles и многие психоделические группы начинать совмещать традиционный рок с инструментами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, хоть и без продуманной структуры (например, «In-A-Gadda_Da_Vida» группы Iron Butterfly). Такие группы, как The Nice и Moody Blues начали сознательно комбинировать рок с клаccикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. Эти группы иногда называют «ранним прогрессивом» или «протопрогрессивом», а иногда — переходным жанром между психоделикой и прогрессивом.

Подъем жанра (1970-е годы)

Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на первую «истинную» прогрессивную группу; впервые они появились в Феврале 1969 года. За ними быстро последовали английские группы, играющие прогрессивный рок, включая Emerson Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, Pink Floyd и Yes.

Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессивный рок отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например Trespass Genesis включает «The Knife»(англ. нож) о жестоком демагоге, и «Stagnation»(англ. стагнация) о выживании при ядерной атаке.

Помимо Великобритании, прогрессивный рок стал популярен и в континентальной Европе, в первую очередь в Италии и Франции. В эту эру существовало множество европейских групп, таких, как Premiata Forneria Marconi, Banco del Mutuo Soccorso, и Le Orme из Италии, и Ange и Magma из Франции. Из этих групп лишь Premiata Forneria Marconi имела значительный успех в англоязычном мире. В Германии прогрессивное рок-движение получило шутливое название Krautrock; к нему относят такие группы как Can, Neu!, Tangerine Dream и другие.

Фанаты и историки по разному категоризируют виды прогрессивного рока 70-х годов. Кентерберийский рок можно считать поджанром прогрессивного рока, или просто ещё одной категорией прогрессивных рок-групп. Другие группы вели жанр в более коммерческом направлении; эти группы, включая Renaissance и поздних Electric Light Orchestra, иногда относят еще и к «коммерческому року» или «симфоническому попу». Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середины 70-х, когда про-музыканты регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из нового света, включая Rush (из Канады), Kansas (естественно, из Канзаса, и Dixie Dregs (из Джорджии).

Кризис (1980-е годы)

С появлением панк рока в конце 70-х, внимание общественности и критиков в Англии и Штатах повернулось в сторону более агрессивного и простого стиля. Прогрессивный рок всё больше забывался, как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение является обычным и по сегодняшний день, хотя оно начало изменяться с 2004 года.

В ранних 1980-х наблюдалось некоторое обновление жанра, которое возглавляли Marillion, IQ, Saga и Кейт Буш. Группы, появившиеся в это время, иногда называют неопрогрессивными. Примерно в тоже время некоторые приверженцы прогрессивного рока изменили направление, упрощая музыку и начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. В 1982, обреченная на популярность группа Asia, в состав которой вошли Стив Хоув (Yes), Карл Палмер (ELP), Джон Веттон (King Crimson) и Джефф Доунс (Yes) неприятно удивили фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983, Genesis получила всемирное признание с песней «Mama» с акцентом на тяжёлой партии ударных. В 1984, Yes выпустила неожиданный хит «Owner of a Lonely Heart», наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках, позднее снабжённый транс-миксом. Многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.

Следует отметить, что термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался чтобы подчеркнуть новизну групп, но к 80-м он стал названием специфического музыкального стиля. В результате, некоторые группы >, которые продолжали изменять свои песни, не всегда являлись «прогрессивными», тогда как новые самопровозглашённые «прог»-группы покупали меллотроны, чтобы возродить звук ранних 70-х. И фанаты, и привередливые критики согласились называть «прогрессивным роком» жанр, так что изначальный смысл слова «прогрессивный» в этом случае потерялся.

Современное состояние (1990-е годы—начало XXI века)

Второе перерождение жанр прогрессивного рока пережил в 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны», было предпринято такими группами, как шведская The Flower Kings, британская Porcupine Tree, и Spock’s Beard из США. Одна из наиболее важных групп движения альтернативного рока, The Smashing Pumpkins развила прогрессивный рок в свой собственный, электрический стиль, даже выпуская два альбома с одинаковым концептом.

Работа современных музыкантов, таких как Ween и пост-рок групп наподобие Sigur Ros, Godspeed You! Black Emperor и Muse, можно отметить, вобрала в себя некоторые экспериментальные элементы прогрессивного рока, кое-где совмещённые с эстетической чувственностью панк-рока, вместе создающие музыку, которую можно назвать многообещающей и образной. Более хорошим примером современной пост-рок группы, наверное, является The Mars Volta, которая нарочито смешивает панк с прогрессивным роком, два противоположных стиля. Из других экспериментирующих музыкантов можно назвать японского композитора Такаши Йошимацу, отмечающего значительное влияние прогрессивного рока на свою работу.

Также существует некоторое количество современных прог-групп — таких как Mostly Autumn, сочетающая кельтику, отчасти язычество и влияние ранних стилей про-рока. Другие группы вкладывают прогрессивный рок в своё звучание, явно и неявно, включая Blood Brothers, Dog Bone Sanctuary, Coheed and Cambria, Dolour, Mastodon, Foo Fighters, Ruby Doe, Turn to Fall, Vendetta Red, Vindaloo.

Группы и исполнители

См. Список групп и отдельных исполнителей прогрессивного рока

См. также

Ссылки

Русскоязычные ссылки

Англоязычные ссылки

На других языках

Прогрессивный рок
Классический прогрессив - Спейс-рок - Симфо-рок - Кентербери - Поп-арт - Нео-прогрессив
Краут-рок - Мат-рок
Список групп и отдельных исполнителей прогрессивного рока
Связанные статьи
Психоделия - Прото-прогрессив - Джаз-рок - Фьюжн - Джаз - Прогрессив-метал
Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home