Александро-Невский собор в Варшаве

Алекса́ндро-Не́вский Собо́р в Варша́ве (польск. Sobór św. Aleksandra Newskiego) — русский православный собор в столице Польши, построенный во времена императорской России. Располагался на Саксонской площади (сегодня переименована в площадь Пилсудского)[1]. Собор по проекту выдающегося русского архитектора Николая Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. После завершения строительства собор достигал в высоту 70 метров и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.

Собор был разрушен польскими властями в середине 20-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора св. Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны[2].

Содержание

Предыстория

Польское государство прекратило своё существование в 1795 году в результате разделов Польши. Варшава вошла в состав Российской империи в 1815 по решению Венского конгресса и стала одним из крупнейших городов империи. Чтобы предотвратить повторение восстаний, во второй половине XIX века в городе располагался большой гарнизон русских войск. Большой приток русских солдат и чиновников, большей частью православных, а также интенсивная политика русификации, послужили причиной строительства православных храмов. В 90-х годах XIX века в Польше было построено около 20 православных церквей, большей частью полковых[3].

Идею строительства в Варшаве большого кафедрального собора впервые высказал в своей записке императору Александру III генерал-губернатору Польши Иосиф Владимирович Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих[2], и новый собор «свидетельствовал бы своим наружным видом и внутренним содержанием о величии господствующей Церкви в Русском Государстве».

Строительство и архитектура

28 августа 1893 года был организован комитет по строительству собора, который возглавил Гурко. Император одобрил архитектурный проект, предложенный Николаем Бенуа. 2 июня 1894 года место строительства на Саксонской площади было освящено архиепископом Флавианом. 30 августа, в праздник св. Александра Невского и именин императора, в присутствии И. В. Гурко был заложен первый камень собора во имя «небесного покровителя наших царей»[4].

Средства на строительство жертвовались частными лицами со всей империи. Сумма в 13 500 рублей была пожертвована Иоанном Кронштадтским, однако значительная часть денег на постройку собора была получена за счёт обязательных пожертвований из муниципалитетов, находившимися под управлением Гурко и введением специального налога в Варшаве[5]. Общая стоимость строительства собора составила более 3 миллионов рублей. По проекту Бенуа собор был пятикупольным с квадратным основанием и отдельно стоящей колокольней.

В 1900 году строительство собора, вмещавшего 2,5 тысячи человек, было закончено, и 9 ноября над главным куполом был установлен четырёхконечный крест. 70-метровая колокольная храма стала самым высоким зданием в Варшаве.

Работа на интерьером собора продолжалась под руководством профессора Николая Покровского ещё 12 лет. Фрески для храма рисовал Виктор Васнецов, 12 мозаичных панно были созданы Васнецовым и Андреем Рябушкиным. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подаренных Николаем II. Главный из 14 колоколов на звоннице был пятым по величине в империи.

20 мая 1912 года собор был освящён во им св. князя Александра Невского. Южный предел храма был освящён в честь св. Николая, северный — в честь святых Кирилла и Мефодия. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай на освящении произнёс следующую речь: «Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия»[2]. После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы — юбилей Отечественной войны 1812 года, празднование 300-летия дома Романовых.

Снос

В начале 1915 года в ходе Первой Мировой войны русское население были эвакуировано из города вместе с православным духовенством. Из Александра-Невского собора был вывезен иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. В ходе оккупации Варшавы немецкими войсками собор использовался в качестве гарнизонного костёла и немецкой кирхи. Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе 25 февраля, первая лютеранская служба — 5 марта. С куполов собора была снята позолота, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.

После возвращения независимости Польше в 1918 году судьба собора, возвращённого православной епархии (настоятелем собора стал архиепископ Антоний), была предметом многолетних споров. Собор воспринимался поляками как символ русского господства и потому был крайне непопулярен. Искусствоведческий факультет Университета Стефана Батория в Вильнюсе подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности[5].

Были предложения полностью переоборудовать внешний вид собора под католический костёл. Писатель Стефан Жеромский выдвинул идею о создании в соборе музея мартиролога (мученичества) польского народа или этнологии. Однако наиболее популярно было утилитарное мнение: так как после отсоединения Польши от России православных прихожан в Варшаве практически не осталось, собор, занимающий много места на одной из основных площадей Варшавы и не представляющий собой выдающегося произведения архитектуры, должен быть снесён.

Невзирая на незначительные протесты, собор был снесён в 19241926 годах, вместе с другими православными храмами в Варшаве (действющими остались только две православные церкви). Предавая большое значение политическому и национальному значению разрушению крупнейшего православного собора в межвоенной Польше, варшавский магистрат также выпустил специальный займ, «каждый поляк мог стать причастным к этому делу». Займ был обеспечен стоимостью материала, полученного в результате сноса[2].

Попытки сохранить собор делались даже когда его начали сносить, однако противников сноса было мало, и их упрекали в недостатке патриотизма. Летом 1924 года православный член польского сената Вячеслав Богданович произнёс речь в его защиту:


«Достаточно пойти на Саксонскую площадь и посмотреть на оголённые купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником — позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора… Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы — англичане, американцы — и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру — естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации…»[2]


Снос собора потребовал много времени и около 15 000 малых взрывов. Мраморные плиты из собора были использованы при оформлении различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровскую церковь в Барановичах[6]. После длительного хранения в Национальном музее Варшавы другие фрагменты[7] были установлены в православном храме Марии Магдалины в пригороде Праги. Яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.

Примечания

  1. Спутниковая фотография места, на котором располагался храм. Фото с Google Maps
  2. а б в г д Журнал «Радонеж» 1999, № 9-10 «Александро-Невский собор в Варшаве». статья Юрия Лабынцева и Ларисы Щавинской.
  3. Wortman, Richard S. (2000). Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy. Volume Two: From Alexander II to the Abdication of Nicholas II. Princeton University Press, 254—255. ISBN 0-691-02947-4.
  4. Молчанов К. Новый православный собор во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве. 1894—1912. Варшава. 1912; Проекты православного собора в Варшаве // ХВЕВ. 1894. № 4; Закладка нового православного соборного храма в Варшаве 30 августа 1894 // ХВЕВ. 1894. № 17; Покровский Н. В. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в Варшаве с объяснительной запиской. СПб. 1900.
  5. а б Paweł Giergoń — Sobór św. Aleksandra Newskiego na placu Saskim w Warszawie
  6. Статья про Барановичи на «Глобусе Беларуси».
  7. Фрагменты внутреннего убранства собора.

Ссылки


Библиография

  • Piotr Paszkiewicz — «Pod berłem Romanowów. Sztuka Rosyjska w Warszawie 1815—1915». ISPAN. Warszawa 1991
Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home