Международная морская организация

Международная морская организация (англ. International Maritime Organization, IMO) — международная межправительственная организация, специализированный орган ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращение загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской. Имеет штат около 300 человек.


Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO, ИМКО). Конвенция об ИМКО вступила в силу 17 марта 1958 года и вновь созданная организация приступила к своей практической деятельности. На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) ее название было изменено, и с 22 мая 1982 года действует ее нынешнее название. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

В пределенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

Основные функции и структура ИМО

  • действует в качестве агента Организации объединенных наций (ООН);
  • является консультативной и совещательной организацией;
  • несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством;
  • способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения;
  • принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендатальные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

По состоянию на 30 июня 2005 года членами ИМО были 167 государств. Высшим органом организации является Ассамблея так называемых "Договариающихся правительств". Ассамблеи собираются 2 раза в год. Первая сессия Ассамблеи тогда еще ИМКО состоялась в январе 1959 года. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 32 государств, в число которых входит и Россия.

Помимо Ассамблеи в рамках ИМО действуют 5 комитетов:

  • Комитет по безопасности мореплавания (Maritime Safety Committee, MSC - КБМ);
  • Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, MEPC - КЗМС);
  • Юридический комитет (LEG - ЮРКОМ);
  • Комитет по техническому сотрудничеству (КТС);
  • Комитет по облегчению формальностей судоходства,

а также 9 подкомитетов и секретариат во главе с Генеральным секретарем.

Все нормативные и правовые документы, подготовленные в подкомитетах и рассмотренные на сессиях комитетов рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Организации. Наиболее серъезные, стратегические решения могут приниматься решениями Дипломатических Конференций.

Решения ИМО объявляются в форме Резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться вновь принятые документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам - конвенции, кодексу и т.п.). С учетом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие решения должны внедряться Администрациями.

Немного о достижениях

Первая задача ИМО состояла в том, чтобы принять новую версию Международной конвенции по безопасности жизни на море (International Convention for the Safety of Life at Sea, SOLAS - СОЛАС), наиболее важное из всех соглашений, имеющих дело с морской безопасностью. Оно было достигнуто в 1960 году, после чего ИМО направила свое внимание к таким вопросам как помощь международным морским перевозкам, определению положения грузовой марки и перевозке опасных грузов, была также пересмотрена система измерения тоннажа судов.

Хотя безопасность на море была и остается наиболее важной заботой ИМО, в середине 60-х годов XX столетия на первый план стала выходить новая проблема - загрязнение окружающей среды, в первую очередь морской. Рост количества нефтепродуктов, транспортируемых морским путем, а также размеров перевозящих эти нефтепродукты судов вызывал особое беспокойство. Масштаб проблемы продемонстрировало крушение танкера Torrey Canyon, произошедшее в 1967 году, когда в море попало 120,000 тонн нефти.

В течение следующих нескольких лет ИМО представила ряд мер, направленных на предотвращение аварий танкеров, а также минимизацию последствий этих аварий. Она также занялась угрозами окружающей среде, вызванными рутинными действиями, такими как чистка нефтяных танков, а также сбросы отходов машинных помещений - по тоннажу они вызывают большую угрозу чем случайное загрязнение. Наиболее важный из этих мер стала Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, MARPOL), принятая в 1973 году, и измененная Протоколом 1978 года. Сокращенно ее зачастую называют МАРПОЛ 73/78. Она охватывает не только случайные и/или эксплуатационные загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, но также и загрязнение моря химикалиями, грузами в пакетированной форме, сточными водами, мусором и загрязнения воздушной среды.

Дополнительно ИМО решала задачу установления системы, направленной на обеспечение компенсации тем, кто в результате загрязнения пострадал материально. Соответствующие два соглашения были приняты, в 1969 и 1971 годах. Они позволили жертвам загрязнения нефтепродуктами получить компенсацию намного более просто и быстро, чем это было возможно прежде. Оба соглашения были изменены в 1992, и еще раз в 2000 году, что позволило увеличить пределы подлежащий уплате компенсации жертвам загрязнения. Под эгидой ИМО также готовилось множество других юридических соглашений, большинство из которых касаются проблем компенсации и материальной ответственности.

В судоходство, как и во всю современную жизнь, вошло много технологических новшеств и изменений. Огромные успехи, сделанные в технологии связи дали возможность сделать серьезные усовершенствования в морской системе спасения при бедствии. В 1970-ых были введены в действие глобальная система поиска и спасения при бедствии. Тогда же была создана Международная передвижная спутниковая организация (International Mobile Satellite Organization, INMARSAT - ИНМАРСАТ), которая серьезно улучшила условия передачи радио- и других сообщений с и на суда, находящиеся в море.

В 1992 году были определены этапы внедрения Глобальной морской системы безопасности при бедствии (Global Maritime Distress and Safety System, GMDSS). С февраля 1999 года, когда ГМССБ была полностью введена в эксплуатацию, так, что теперь судно, которое терпит бедствие где-либо в мире, может фактически получить помощь, даже если экипаж судна не имеет времени передать по радио сигнал о помощи, поскольку соответствующее сообщение будет передано автоматически.

Другие меры, представленные ИМО касались безопасности контейнеров, насыпных грузов, танкеров, предназначенных для перевозки сжиженного газа, а также других типов судов. Специальное внимание было уделено стандартам обучения членов экипажа, включая принятие специальной Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping, STCW - ПДНВ), вступившая в силу 1 февраля 2002 года.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home