Борис Владимирович Святой

Рюриковичи (IX-XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир Святой
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав I Мудрый
Всеволод
Мстислав Тмутараканский
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

Бори́с Влади́мирович Свято́й (ок.986—24 июля( 6 августа) 1015), в крещении Роман, князь Ростовский (ок.10101015), сын киевского князя Владимира I Святославича от «болгарыни» (возможно от болгарской царевны, дочери правителя Волжской Болгарии). Похоронен в Вышгороде. Канонизирован Русской православной церковью как стастотерпец; день памяти — 24 июля ст. ст. (в XX и XXI веках — 6 августа н. ст.)

Содержание

Биография

По начальной Киевской летописи, он рождён от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В. Н. Татищева, Борису был дан Муром. Второй раздел произошёл около 994996 гг. С этого времени до 1015 г. в летописях о Борисе нет никаких упоминаний.

В 1015 заболел Владимир, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиною для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и возвращаясь обратно остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком. Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружина Владимира покидает его и он остаётся с одними своими отроками.

Между тем Святополк, который извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышегородских бояр для yбиения брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Борисову, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился обождать отправления Бориса ко сну. Едва только последний, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг на свой одр, как ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу, родом венгра, именем Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Так погиб Борис, любимый сын Владимира и известный своею любовью к церковному пению и молитве, жертвою уважения к родовым понятиям, ещё в цветущей юности (около 25 лет).

Вскоре же пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса — Глеб. Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия.

Канонизация

Память обоих страдальцев осталась для России священною. Русские люди и преимущественно княжеский род видели в них своих заступников и молитвенников. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью (напр. о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, Александра Невского над немцами), о паломничестве князей к их гробу (например Владимира Владимировича, князя галицкого, Святослава Всеволодовича — князя суздальского) и т. д.

В 1071 году церковь включила их в число святых и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде.

В 1115 году их мощи вновь торжественно перенесены русскими князьями в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в разных городах России. До половины XVI века летописец приводит более 20 случаев построения церквей в честь их. Сам факт убиения служит для древних летописцев любимою темою для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются преподобному Нестору и черноризцу Иакову. «Сказание о св. Борисе и Глебе», по сильвестровскому списку издано И. И. Срезненским, с предисловием издателя, в 1860 году. В летописи под 1175 г. упоминается ещё о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому.


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Версии

О.Головко, вслед за М.Ильшим и А.Грабским, на основании саги про Эймунда очень смело отнёс смерть Бориса к делу рук варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 г. Но такая версия построена на очень шатких аргументах, которые не учитывают христианский менталитет элиты XІ в. Скорее всего, авторы версии атеисты и им тяжело понять, что не рискнул бы Ярослав или его сыновья добиваться почти немедленной канонизации Бориса, если бы сам был его убийцей. В те времена и в Киеве и в Константинополе ни за которые деньги никто не пошёл бы на такую фальсификацию. А противники святости Бориса из числа греческого клира неизбежно бы воспользовались таким сильным аргументом, как бы он был в их распоряжении. Воспользовались бы этим и противники Ярослава в Византии и в Германской империи. Деревянная усыпальница Бориса и Глеба была построена уже в 1020 г. Кроме того, сыновьям Ярослава вообще не было смысла поднимать этот вопрос, особенно если их отец был причастен к гибели Бориса


Библиография

  1. Абрамович Д. Житие Бориса и Глеба // Памятники древнерусской литературы. — Петроград, 1916. С.34-69
  2. Головко А.Б. Древння Русь и Польша в политических взаимоотношениях X первой трети XIII вв. — К., 1988. 135с.
  3. Грушевський М.С. Історія України-Руси. Т. 2. — К., 1992. 633 с.
  4. Ильин Н.И. Летописная статья 6523 года и её источник. Опыт анализа. — М., 1957. 230 с.
  5. Grabski A.F. Bolesław Chrobry. — Warszawa, 1964. 356 s.
  6. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
  7. Войтович Л. Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало XVI в.).
  8. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. — М.:, Молодая гвардия, 2001.
  9. Карпов А.Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997.
  10. Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е.А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.


Предшественник:
Ярослав Мудрый
Князь ростовский
ок.10101015
Преемник:


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home