Постмодернизм

Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Постмодернизм (англ. postmodernism) многоуровневое проявление творческого цитирования при переоценке цивилизационных ценностей представителями искусства второй половины ХХ века. Это — состояние культуры общества, которое характеризуется утратой ценностных орентиров (метанарративов, метаповествований). Основной способ существования постмодернистской культурыцитаты и ирония. Отсюда многообразие стилизаций и направлений с приставками «нео-» и «пост-».

Содержание

История

Начало эпохи постмодерна связывают с тезисом Ницше «Бог умер» (1882), а вместе с Богом умерли все «вечные ценности» и наступил нигилизм. Однако реальное воцарение постмодерна пришлось на эпоху Холодной войны (19461988), после свержения нацистского режима в Германии.

Термин введен в употребление в 1910-е годы, но в качестве философской категории и характеристики мировоззрения получил широкое признание благодаря книге «Состояние Постмодерна» (1979) французского философа Ж.-Ф. Лиотара.

Философский постмодернизм

Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и паранойяльные идеи-фикс, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала шизоидное начало творческого становления и паранойяльное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом.

Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Основным теоретиком деконструктивизма считается Деррида.

Художественный постмодернизм

В агрессивном варианте — стиль жизни, основанный на циничном и самокритичном отношении к традиционному искусству и выражаемый в череде провокаций как беспрерывной войне с потребителем. Период становления прошел в виде радикальных исканий деконструктивизма и поп-арта, но в дальнейшем ограничился смешиванием старых и новых стилей, образов и техник, региональных традиций и наследия субкультур.

Часть постмодернистов не освободилась от влияния непосредственных предшественников. Такие авторы эпигонски подражают сюрреалисту С. Дали или лидеру поп-арта Энди Уорхолу.

Не следует путать с постструктурализмом (post-structuralism), трансавангардом и концептуальным искусством, не ориентированными на коммерческий успех.

Характерен для индустриально развитых стран, обладающих большими информационными массивами. Наиболее известен в архитектуре, скульптуре, живописи, книжной иллюстрации, коммерческой рекламе, литературе, кинематографе и в арт-формах цифровых технологий.

Творчество подавляющего большинства постмодернистов основано на беспрерывном и агрессивном цитировании и хаотичных аллюзиях, но не на высокохудожественных реминисценциях. Сугубо технический прием заимствования постмодернисты возвели в своеобразный светский культ. По мнению искусствоведов, участие в движении постмодернизма не требует от художника соответствующего образования или профессиональных навыков. В частности, художественной традицией стала игра с масштабами и цветом при копировании узнаваемых образов Джоконды, М. Монро или А. Эйнштейна.

Однако существуют и художники-постмодернисты, умеренно пользующиеся приёмом цитирования и по сути продолжающие развитие «старой» культуры без её явного уничтожения, но даже с уважением.

Рубеж между постмодернистом и художником пролегает по границе между цитатой и реминисценцией. Незначительная часть зрелых постмодернистов владеет навыками игры при дозированном смешивании элементов чужого и собственного творчества. В кинематографе к числу последних следует отнести Вуди Аллена, сумевшего в стилистике урбанистического искусства создать калейдоскопический образ Нью-Йорка и коллективный портрет нью-йоркцев; с некоторой оговоркой можно отнести к постмодернистам режиссёра Дэвида Линча, в своих зрелых работах пользующегося кинематографическими клише и сталкивающего их в сюрреалистических пропорциях для выявления мистической абсурдности бытия. Также одним из самых известных приверженцев постмодернизма в кино является Квентин Тарантино.

Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз и др.

Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Владимир Набоков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев. Все они, кроме Владимира Сорокина в ранний период его творчества и Виктора Пелевина — в поздний, достаточно умеренны и умело конструируют свой неповторимый художественный мир без агрессивного наступления на «прежнюю» культуру.

Постмодернизм отражает разнородные способы мышления и жизненный цикл различных художественных форм, поэтому в целом его можно расценивать неполитизированной идеологией эпохи глобализации. Сегодня постмодернизм обозначает общую ситуацию, когда при недостатке воли и продуктивных (позитивных) художественных образов гипертрофированно расширились границы интеллектуального рынка.

Литература

  • Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — СПб.: 1998.
  • Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. — Минск: 1999.
  • Постмодернизм: энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
  • Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года», Серия Symposium, выпуск 16, Санкт-Петербург)
  • Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики. — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. ISBN 5-7186-0363-4

Цитаты

  • «Западное общество задыхается от собственных загрязнений». (Дениэл Адаме (Daniel J. Adams), Towards a Theological Understanding of Postmodernism)
  • «„Постмодернизм“ — это общий и широкий термин, применяемый к литературе, искусству, философии и др. Постмодернизм является реакцией на исключительную претензию научных, объективных попыток объяснить реальность». (Роберт Рассел (Robert Russel), Postmodernism)
  • «„Постмодернизм“ имеет дату смерти — 11 сентября 2001 года.» (Михаил Эпштейн,"Русский Журнал" - "Речи на поминках постмодерна")

Ссылки

Направления в искусстве
Средние века
романский стиль · готика · ренессанс
Новое время
маньеризм · барокко · рококо · неоклассицизм · ампир · сентиментализм · романтизм · реализм · прерафаэлитизм · академизм · импрессионизм · пуантилизм · постимпрессионизм
XX век
модерн (арт-нуво) · конструктивизм · кубизм · экспрессионизм · абстракционизм · дадаизм · фовизм · баухауз · поп-арт · ар-деко · абстрактный экспрессионизм · футуризм · супрематизм · сюрреализм · минимализм · постмодернизм · концептуализм

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home