Грозненский троллейбус

Содержание

История

1970 — 1980-е годы

Троллейбусное движение в Грозном было открыто 31 декабря 1975 года, через 43 года после запуска трамвая [4]. В отличие от трамвая, основной задачей которого стало обслуживание промышленных объектов города (включая крупнейшее предприятие Грозного — НПЗ им. Шерипова), троллейбус был в большей степени соориентирован на обслуживание жилых микрорайонов на востоке и юго-востоке города. Запуск троллейбуса был начат с маршрута № 1, соединившего центр города (вокзал) и группу из 4 новых микрорайонов за Сунжей. На маршруте первоначально работало всего 9 машин. Затем появился маршрут № 2, проложенный от железнодорожного вокзала до площади Дружбы. В дальнейшем данный маршрут был продлен до одного из градообразующих предприятий «Энергоприбор», расположенного на значительном удалении от центра города по Старопромысловскому шоссе.

В конце 1970-х годов появился 3-й маршрут — он соединил центральные районы Грозного и микрорайон «Ленгородок». Троллейбусная линия для обслуживания данного маршрута была проложена по проспекту Ленина через площадь Минутка. Ранее трамвайные пути на участке просп. Ленина из центра до площади Минутка были сняты. Последним расширением троллейбусной сети стал маршрут № 4, соединивший «Ленгородок» и Микрорайоны. Для этого была построена линия от просп. Ленина до просп. Кирова. Формирование сети в было завершено к 1984 году.


В конце 1980-х годов в Грозном возобновилось активное строительство сети городского электротранспорта. В частности, была построена трамвайная линия из Андреевской Долины в Черноречье. А в 19901991 гг. было начато строительство троллейбусной линии в северную часть города — в аэропорт и по ул. Ипподромная. В 1991 году финансирование данного проекта было прервано, несмотря на то, что линия была практически достроена. После 1991 года, когда из Грозного фактически перестали выполняться регулярные авиарейсы, запуск троллейбуса в аэропорт потерял смысл [5],[6]. По свидетельствам жителей Грозного, еще одна троллейбусная линия строилась по Старопромысловскому шоссе после завода "Электроприбор". Одним из возможных вариантов ее окончания был Старый поселок. В 1990 году здесь уже были установлены опоры контактной сети с кронштейнами.

В целом можно отметить высокую популярность троллейбуса среди грозненцев. Наполняемость троллейбусов всегда была очень высокой, а для жителей ряда ключевых в Грозном микрорайонов он являлся основным видом транспорта.

1990 — 2000-е годы

Трудности в работе троллейбуса возникли сразу же после 1991 года. В условиях, когда работникам депо стали задерживать выплату заработной платы, недостатка средств на ремонт подвижного состава, воровства поддерживать работу троллейбуса в прежнем виде стало проблематичным. Троллейбусы 4-го маршрута были сняты с линий из-за недостатка подвижного состава, а работа остальных стала нерегулярной. Тем не менее, троллейбус продолжал работать в Грозном вплоть до самого начала боевых действий в 1994 году.

Бои в городе нанесли существенный урон троллейбусной сети Грозного. Была повреждена контактная сеть, некоторые машины использовались для возведения баррикад. Тем не менее, значительная часть подвижного состава, а также троллейбусное депо смогли пережить первую чеченскую войну. Осенью 1996 года Грозный посетили специалисты Вологодской троллейбусной компании, восстановившие часть оборудования и некоторые троллейбусные линии. Возобновление троллейбусного движения было намечено на весну 1997 года. Однако когда в Грозный вернулись вологодские специалисты, оборудование в городе было разграблено и уничтожено до такой степени, что запуск троллейбуса стал невозможным. Оставшиеся машины были переправлены в город Волжский, где было начато строительство троллейбусной сети.

В ходе второй чеченской войны остатки троллейбусного хозяйства Грозного были фактически полностью уничтожены. Если судить по космическим фотоснимкам, то на территории депо, возможно, осталось лишь несколько троллейбусных остовов, а само депо используется автотранспортными предприятиями.

В 2002 году в Чеченской республике создано Министерство транспорта, начавшее готовить «проектно-сметную документацию» для строительства троллейбусной сети (фактически заново). Подготовкой проекта в 2004 году занимался московский институт «Проекткоммундортранс» [7]. Первоначально запуск троллейбуса был запланирован на 2003 год. Однако впоследствии он откладывался на каждый последующий год. Последней датой, о которой сообщалось Министерством экономики Чечни, стал уже 2010 год. Причём если первоначально также говорилось о восстановлении трамвайного движения, то в 2004 году трамвай был признан слишком дорогим и нецелесообразным для Грозного. Стоимость проекта по восстановлению троллейбусного движения оценивается в 0.9-1.6 млрд.руб.

Троллейбусное хозяйство

Максимальная протяженность троллейбусных линий в городе в 1990 году составляла около 60 км [8]. Грозный обслуживало одно троллейбусное депо, расположенное в 1-м Микрорайоне на ул. Тухачевского. Первоначально на этой ул. находилось также и оборотное кольцо 1-го маршрута троллейбуса, однако в дальнейшем линия была продлена, и троллейбусы 1-го, а также 4-го маршрутов стали разворачиваться с северной стороны депо. В 19901991 годах в Грозном начали строить также второе троллейбусное депо — на Старопромысловском шоссе или, точнее говоря, на ул. Заветы Ильича (район Иванова). Таким образом, на северо-западе Грозного формировалась весьма протяженная троллейбусная линия (от пл. Дружбы до, вероятно, Старого поселка) с отдельным троллейбусным депо.

На Старопрысловском шоссе в районе Ташкалы и в районе Иванова были также два служебных кольца, на которых разворачивались троллейбусы в случае возникновения проблем на последующих отрезках троллейбусной линии до з-да «Энергоприбор» — организация сети была продуманной. На одном из служебных колец — в районе Ташкала — к 1990 году стал разворачиваться троллейбус 2А — фактически укороченная 2-ка. Еще одно разворотное кольцо для троллейбусов 3-го и 4-го маршрутов было на площади Минутка.

Троллейбусный парк Грозного насчитывал 58 троллейбусов модели ЗиУ-9 (2400-й и 2500-й серии)[9].

Маршруты

На 1990 год список маршрутов был следующим:

1. Вокзал — 1-й Микрорайон

2. Вокзал — з-д «Электроприбор»

2А. Вокзал — Ташкала

3. Вокзал — Ленгородок

4. Ленгородок — 1-й Микрорайон

Министерство транспорта и связи Чечни в 2005 году заявляло о будущей маршрутной сети следующим образом[10]:

Первый маршрут свяжет железнодорожный вокзал со Старопромысловским районом. Второй будет проложен к железнодорожному вокзалу. Третий маршрут пройдет в восстанавливающийся аэропорт, четвертый по центру города.

Карта

Смотреть ещё

Грозненский трамвай

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home