Самурайские доспехи

Самурайские доспехи — общее название различных доспехов носившихся в Японии в разные периоды и отличавшихся разной конструкцией, делались из металических пластин с наклееной на них кожей и покрытых лаком (для защиты от ржавления), в классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами).

Содержание

До-Самурайские Доспехи

Танко

является древнейшим японским железным доспехом, по форме представлял собой ламинарный халат, с плотно облегающей тело кирасой из железных полос воспроизводящей форму более раннего доспеха из кожи (смахивавшего на кожаный корсет), с латным ожерельем, с гибкими наплечниками длинной до локтей, и длинной колоколообразной юбкой, в отличие от юбок более поздних доспехов годной лишь для пешего боя. С доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами частично прикрывающими кисть (оставяляя пальцы открытыми) и шлем с небольшим гребнем выстопающим вперёд как клюв и ламинарным назатыльником характерной японской формы полукругом. Поножи отсутствовали. Надо заметить, что если не считать негодности к конному бою (трудно сказать как обстояло с удобством для стрельбы из лука), то доспех был весьма совершеным и если несчитать отутствия поножей, благодоря жёсткости конструкции обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту чем более поздние козан-до.

Кэйко

ламеллярный доспех в форме танко, с более короткой юбкой с разрезами, созданный после появления в Японии лошадей и конного боя с континента, в связи с тем что танко оказался совершенно не пригодным для конного боя, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников (лошади в отчиие от доспехов умели размножаться). Поскольку кейко в отличие от точно подогнанного по фигуре танко был безразмерным, то и наручи стали часто делать без размерными — шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку.

В связи с ростом популярности конного боя, ламинарные танко оказались поностью вытеснены ламеллярными кэйко, так как основные заказчики танко перешли на конный бой и теперь носили кэйко, а те кто сражался пешком не могли себе позволить заказать танко (который изготавливался точно по фигуре заказчика).

Классические Самурайские Доспехи — Козан-До

О-ёрой

буквально «большой доспех» — самый классический доспех носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламмелярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех сохранившийся с эпохи гэмпэй и учавствоваший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные (и антикварные одновременно) доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого (правда с появлением огнестрельного оружия эти доспехи превратились в из боевого доспеха в парадный). Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого статуса их носителя. Данный доспех был преназначен прежде всего для конного боя в качестве конного лучника, при стрельбе из лука наплечники съезжали назад не мешая стрелять, а при опускании рук съезжали обратно закрывая руки (для сравнения европейские наплечники настолько мешали стрельбе, что английские лучники даже накопившие денег на приличный доспех никогда не носили наплечников), кроме того грудь доспеха прикрывалась лакированной кожанной пластиной (выглядящей как кираса), предназначенной для того чтобы тетива лука не цеплялась за плетение ламелляра. Другой характерной особенностью этого ламмеляра было предельно жёсткое плетение пластин, настолько жёсткое что в если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то для о-ёрой было характерно отсутствие гибкости, в связи с чем защита корпуса чётко делилась на четыре несгибамеые части — нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной. Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывашего нетолько затылок), предназначеных для защиты лица от стрел прилетевших сбоку. Неотъемлимым атрибутом о-ёрой (и конного самуря вообще) была специальная накидка — хоро, крепившаяся к шлему и на поянице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными (подобная идея использется в противокуммулятивыных экранах современных танков, а так же для защиты подводной части кораблей).

Начиная с XIII Века (в период отсутствия войн) о-ёрой стали делать из очень мелких пластин, на что существуют две противоположные точки зрения:

  • это улучшило защиту, так как благодаря этому доспех становился более вязким и его труднее пробивали стрелы
  • это ухудшило защиту, так как мало того что мелкие пластины менее прочные, так из ещё и обильно перфорировали ещё более снижая прочность, более того тогда же была тенденция в украшательских целях обильно перфорировать шлемы ради украшения их декоративными заклёпками, а с началом эпохи междуусобных войн доспехи стали делать из более крупных пластин

но все сходятся в том что доспех из очень мелких пластин стоил существенно дороже чем из более крупных (за исключением фамильных реликивий из крупных пластин, хранившихся ешё с эпохи гэмпэй и оценивавшихся как бесценные).

До-мару

буквально «вокруг тела» — ламеллярный доспех в отличие от о-ёрой, предназначеный для пешего боя и самостоятельного одевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси стал носиться и ими.

  • Пояснение: в середине Хэйан словом самурай называли пеших воинов (подразумевая вооружённых слуг и проффессинальных солдат), а конных лучников называли буси, но к концу Хэйан, слово самурай стало синоноимом буси, и в эпоху Гэмпэй, самурай уже мыслился исключительно как конный лучник. Но после после попытки Монгольского Вторжения, с увеличением числа самураев снова появились пешие самураи.

К отличительным особенностям до-мару, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отедельной части на правый бок), минимальные наплечники — гёё, более простое плетение ламмеляра и удобная для бега юбка из большего количества секций.

При этом буси носившие до-мару желая подчеркнуть свой статус надевали к ним большие наплечники — о-содэ (от доспеха о-ёрой), а минимальные наплечники — гёё сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди.

Мару-до-ёрои

гибрид о-ёрой и до-мару, с большими наплечниками, лакированной кожанной нагрудной пластиной и прочей атрибутикой о-ёрой, но более практичный для пешего боя.

Харамаки

буквально «обмотка вокруг живота» — усовершенствованный до-мару предназначенный для самураев, главное конструктивное отличие которого от до-мару состояло в том что он застёгивался на спине, а место застёгивания защищалось сверху дополнительной ламеллярной секцией, именуемой пластина труса — сэ-ита. Помимо больших наплечников — о-содэ, с харамаки носились так же и усоверешноствованные наплечники предназначенные для пешего боя — цубо-содэ и хиро-содэ, не такие помпезные как о-содэ, но за то более практичные и не соскальзывавшие вниз-назад открывая плечо при поднятии руки вверх.

Ёрой-харамаки

помпезное название для харамаки носимого без пластины труса — сэ-ита.

Хараатэ

буквально «защита живота» — ламинарный нагрудник, первоначально носился асигару, в комплекте с полумаской — хаппури, закрывающией лоб и щёки (дешёвых шлемов для асигару тогда ещё не было). Но затем стал носится также и некоторыми самураями высокого ранга в качестве тайного доспеха под одеждой (благо мателалические пластины были покрыты кожей и не выдавали звяканьем своего присутствия).

Переходной-доспех — Могами-до

Ламинарный аналог до-мару или харамаки (соответственно могами-до-мару и могами-харамаки), в ранних вариантах состоящий изобильно-перфорированных полос через которые проходила обильная шнуровка старательно имитирующая настоящие мелкие пластинки, для более убедительной имитации пластины имели зубцы и рельеф имитирующие наложенные друг на друга мелкие пластинки. Несмотря на большую жёсткость конструкции по сравнению с ламеллярами, доспехи могами-до тем не менее рассматривались современниками лишь как дешёвая подделка. С появлением более совершенных мару-до, могами-до перестал имитировать ламелляр (скрывать свою ламинарную природу), и продолжал изготавливаться вплоть до появления окэгава-до, но уже как явный ламинарный доспех.

Самурайские Доспехи Эпохи Сэнгоку — Тосэй-Гусоку

Мару-до

Ламинарный аналог до-мару улучшенной конструкции, с более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бёдра, так же была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламиинара. Так же появился бригнаннный воротник, расширенные края которого служили небольшими дополнительными (внутренними) налечниками. Ранние варианты мару-до были обильно перфорированными и подобно могами-до имитировали ламелляр.

Хон-кодзане-мару-до

буквально мару-до из настоящих мелких пластинок — ламеллярный аналог мару-до из настоящих вычурно-мелких пластинок (отличающий от оригинального до-мару, улучшенной конструкцией как у мару-до), созданный для тех кто презрительно относился к ламинарным доспехам как к дешёвкам, считая ниже собственного достоинства носить ламинарный доспех.

Две противоположные точки зрения на существование хон-кодзане-мару-до:

  • настоящие мелкие пластинки были лучшей защитой чем ламинар, так как подобная композитная конструкция из композитных пластин (метал обклееный кожей и покрытый лаком) расположенных с многократным перехлёстом и обильно прошитых шёлковым шнуром была очень вязкой и являлась наилучшей защитой от стрел
  • крайний консерватизм и вычурное эстетство служили причиной существования подобного анахронизма

Нуинобэ-до (Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до)

ламеллярный доспех улучшенной конструкции из больших пластинок с минимальным перехлёстом (называемых иёдзанэ) и редкой шнуровкой, предназначеный для тех кто хотел настоящий ламелляр, но не мог себе позволить настоящий хон-кодзане-мару-до.

Окэгава-до

буквально «кираса-бочка» — доспех с кирасой из склёпанных полос, иногда с декоративными заклёпками (которые могли иметь форму герба — мон). Полосы могли быть как горизонтальными — ёкохаги-окэгава-до, так и вертикальными — татэхаги-окэгава-до.

Хиси-тодзи-до (Хиси-нуи-до)

разновидность окэгава-до с перфорацией для плетения шнура с узлами ввиде «X» (плетение — хиси-тодзи) с целью имитации ламинара.

Унамэ-тодзи-до (Мунэмэнуи-до)

разновидность окэгава-до из горизонтальных полос перфорированных по краям, в целях украшения шнуром плетённым горизонтальной строчкой.

Дангаэ-до

доспех в смешанном стиле, например грудь как у хиси-нуи-до, а живот как у мару-до (в стиле кирицукэ-кодзанэ-мару-до имитируещем ламелляр).

Хотокэ-до

буквально «грудь Будды» — доспех с цельной на вид кирасой, кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей на самом деле из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы.

После окончания междуусобных войн Сэнгоку, получила распространение разновидность называюшаяся утидаси-до и отличающаяся от обычных гладких хотокэ-до обильными украшениями из чеканки и гравировки (во время войн Сэнгоку подобные украшения считались слишком опасными для владельца, так как за украшения могло зацепится остриё оружия, которое в случае гладкого доспеха просто соскользнуло бы с него).

Нио-до

буквально «грудь Нио» — доспех с кирасой ввиде обнажённого торса буддийских стражников — нио, в отличие от мускульных кирас Греции и Рима, мускулистость была необязательной: торс нередко изображался на грани истощения, а порой наоборот покрытым пластами жира.

Катахада-нуги-до

буквально «кираса с обнажённым плечём» — разновидность нио-до с кирасой ввиде обнажённого торса с накинутой через одно плечё рясой.

Юкиносита-до (Сэндай-до)

по имени создателя — Yukinoshita Denshichiro Hisaie (или сэндай-до — по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей предней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей — гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным.

Яро-до

очень дорогой доспех весь покрытый для устрашения медвежей шкурой и иногда снабжаемый огромными буйволиными рогами.

Намбан-гусоку

буквально «доспех южных вавраров» — очень дорогой и престижный доспех на основе импортной испанской пуленепробиваемой кирасы и испанского шлема (дополненого японским назатыльником — сикоро), иногда в комплекте с европейскими наплечниками — намбан-содэ, носимый с японскими частями доспехов. При этом во избежание ржавчины импортные части доспехов покрывали лаком (нередко цветным). Что любопытно шлем одевался задом-наперёд (назатыльник крепился японскими мастерами так, что после этого шлем можно было носить только задом-наперёд, но зато гребень шлема оказывался спереди!), а латное ожелелье одевалось не под (как в обычно в Европе), а демонстративно на кирасу.

Кроме оригинальных импортных доспехов, существовали так же и подражания. Что касается восприятия европейцев как варваров, то это связанно с большими культурными различиями той поры. Для сравнения китайцев и корейцев варварами не называли, более того и в Японии и в Корее главным видом писменности были китайские иерогилифы, а местная писменность использовалась для вспомогательных целей (например в Японии для написания суффиксов и окончаний к словам, корни которых записаны китайскими иероглифами).

Хатомунэ-до (Омодака-до)

буквально «голубиная грудь» — доспех с выпуклым ребром жёсткости по середине груди, созданный под впечатлением испанских кирас, но на японский манер и в японском стиле. В отличие от испанских кирас, ребро жёсткости могло иметь дополнительное наклёпанное усиление, а сама кираса могла быть выполненной из полос — в стиле окэгава-до. Обычно такой доспех носился в комплекте с японскими остроконечными шлемами созданными под впечатлением испанских, такими как шлем-персик — мономари-кабуто и шлем-жёлудь — сиинари-кабуто.

Тамэси-гусоку

буквально «провереный доспех» — очень дорогой доспех провереный на пуленепробиваемость (со следами пуль), обычно это был намбан-гусоку, но мог быть и другой доспех (например сэндай-до).

Татами-до

буквально «складной доспех» — дешёвый складной доспех (порой со складным же шлемом) из японской бригантины, а то и вовсе из японской кольчуги. Варианты из кольчуги зачастую выдаются туристам за доспехи ниндзи, хотя на самом деле ни один шпион собираясь на задание требующее тишины не одел бы кольчугу из-за её звона, который было бы хорошо слышно ночью.

Окаси-гусоку

буквально «одалживаемый доспех» — максимально дешёвый пехотный доспех из тонкой кирасы (порой только нагрудик) с ламинарной юбкой и шлема ввиде шляпы (называемой дзингаса), выдававшийся из арсеналов для Асигару (владельцем доспеха считался даймё). Позднее при Тоёми Хидеёси (который сам когда-то начинал службу как асигару) все асигару были посвящены в самураи.

Конский Доспех — Ума-ёрой

Был изобретён в эпоху эдо, когда войны уже закончились в связи с чем применялся только как парадный.


по материалам К. С. Носова «Вооружение Самураев» и «Nihon Kachu Seisakuben» by Anthony J. Bryant

Cм. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home