Флоренский, Павел Александрович

Павел Александрович Флоренский (9 января (21 января) 18828 декабря 1937) — русский религиозный философ и учёный, родился 9 января по старому стилю в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана.

По отцу его родословная уходит в русское духовенство, мать же происходила из старинного и знатного армянского рода. Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского университета. Воспитывался вне религиозной традиции, но в юности под влиянием статей Льва Толстого почувствовал интерес к христианству. В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва. По окончании университета он не принял предложения остаться при университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию. В эти годы он вместе с Эрном, Свенцицким и Брихничевым создал «Союз христианской борьбы», стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идей Владимира Соловьёва о «христианской общественности». Позже Флоренский совершенно отошёл от радикального христианства.

Ещё в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символического движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, и первыми его творческими опытами становятся статьи в символистских журналах «Новый Путь» и «Весы», где он стремится внедрять математические понятия в философскую проблематику.

В годы обучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения, будущей его книги «Столп и утверждение истины», большую часть которой он завершает к концу обучения.

1908 — после окончания Академии остаётся в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство и в 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».

Полный и окончательный текст его книги «Столп и утверждение истины» появляется в 1924 году. Книга состоит из философской переписки с другом по келье. Каждое послание начинается словами: «Мой светлый! Мой ясный!» Выясняется главный философский вопрос об истине. В духе ещё не возникшей лингвистической философии Флоренский обращается к семантике слова «Истина» и возводит его к литовской «естина» от корня «есть» или по-немецки «ист», т. е. от глагола существования. То есть с одной стороны истина — это то, что есть по определению, с другой стороны она конкретна, как еда. Истину можно вкушать — есть. Отсюда переход к опытному Богопознанию, основанному не на логике и мышлении, а на самой жизни. И не просто жизни, а вечной жизни, поскольку только вечное обладает статусом истинности. Эпиграф к этому труду слова А. Бергсона: «Жизнь! Не пытайся познать себя». События Революции воспринимает как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствует, но философски и политически всё более склоняется к теократическому монархизму. Сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Пытается убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мёртвый музей. На Флоренского поступают доносы, уличающие его в создании монархического кружка.

1918 — Духовная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. В 1921 году закрывается и Сергиево-Посадский храм, где Флоренский служил священником. В годы с 1916-го по 1925-й Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над своими воспоминаниями. Теперь он пытается спасти и сохранить православные ценности под видом исследования перспективы икон. Ему удается совершить главное открытие своей жизни мистическую обратную перспективу. Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения.

1921 — он работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий, нагрянувший однажды в институт с визитом ревизии и поддержки, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль. Другое направление его деятельности в этот период — искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

Во второй половине 1920-х годов круг занятий Флоренского вынужденно ограничивается техническими вопросами. В это время он издаёт за свой счёт свой главный научно-философский труд «Мнимости в геометрии». Комментируя специальную теорию относительности А. Эйнштейна, Флоренский приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». Этот потусторонний мир мнимых величин даёт описание высшей вечной реальности. Именно за эту книгу его обвинили в мистицизме и в 1937-ом году расстреляли в Соловецком концлагере.

1928 — летом его ссылают в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е. П. Пешковой, возвращают из ссылки. Имел возможность эмигрировать в Прагу, но решил остаться в России. В начале 30-х годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, — осуждение на 10 лет заключения. С 1934 Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 скорее всего в Левашово под Петербургом. Впоследствии полностью реабилитирован.

Флоренский стоял на более ярко выраженных имяславских позициях, чем, например, иеросхимонах Антоний (Булатович). Флоренский, как мы помним, высказывался в том смысле, что имя Божие есть Сам Бог вместе со звуками и буквами этого имени. Кроме того, Флоренский уделял большое внимание магической природе слова и имени.

Библиография

Кедров К. «Бессмертие по Флоренскому» В книгах:"Параллельные миры" АиФпринт М. 2002,"Метакод" Аи Ф принт М.2005

Фильмография

Фильм «Прозрение-сон о Флоренском или Мнимости в геометрии» Центрнаучфильм 1990 режиссёра Михаила Рыбакова. Сценарий Константин Кедров. Консультанты о. А.Мень и игумен А.Трубачёв.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home