Спортивный регламент Формулы-1

Спортвный регламент Формулы-1 — свод правил, описывающих порядок проведения Гран-при Формулы-1, права и обязанности команд и пилотов.


Содержание

Общие положения

  • Гран-при продолжается в течение трёх дней: с пятницы по воскресенье. Гран-при состоит из свободных заездов, квалификации и гонки.
  • В квалификации и гонке от каждой команды принимают участие 2 пилота. В случае болезни или иных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4-х пилотов.
  • Чтобы участвовать в Гран-при, пилот обязан получить суперлицензию Международной федерации автоспорта.

Свободные заезды

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий, каждая — длиной в 1 час. Две сессии проводятся в пятницу, одна — в субботу, перед квалификацией. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид.
  • На свободных заездах команды, занявшие в Кубке конструкторов предыдущего сезона места ниже 4-го исключительно, могут выпускать на трассу третьего пилота. Команды, занявшие места с 1-го по 4-е, могут использовать на свободных заездах только основных пилотов команды, то есть тех, которые будут выступать в квалификации и гонке.
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум попытаться проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле-1, можно посмотреть в статье Спортивный регламент Формулы-1#Квалификация.
Ниже приведён действующий регламент квалификации на январь 2006 года при условии, что в чемпионате будут принимать участие 10 команд.

  • Квалификация проводится в субботу, с 14:00 до 15:00 по местному времени.
  • Квалификация состоит из трёх сессий. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.
    1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов с 14:00 до 14:15. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 5 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 16-го по 20-е.
    2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 15 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме с 14:20 до 14:35. Опять выбывают 5 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с 11-го по 15-е.
    3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшие времена прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравниваются лучшие времена прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на старте гонки.
  • В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатами первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед тем, как выезжать для прохождения кругов.

Гонка

Гонка проводится в воскресенье, с 14:00. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Дистанция гонки не может быть меньше, чем 305 км (исключение — Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2-х часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.

Предстартовая процедура

30 минут до старта 
Открывается пит-лейн, и болиды занимают свое место на стартовой решетке с заглушёнными моторами. Пилот может выполнить несколько ознакомительных кругов, но обязан следовать через пит-лейн (на сниженной скорости) и не пересекать стартовую решетку.
17 минут до старта 
Звучит звуковой сигнал, который сообщает о закрытии пит-лейн через две минуты.
15 минут до старта 
Пит-лейн закрывается, и звучит повторный звуковой сигнал. Всякая машина, не покинувшая пит-лейн, может стартовать из боксов, но после того, как выезд с пит-лейн минует весь пелетон на первом круге. Зажигаются пять пар красных сигналов стартового светофора.
10 минут до старта 
Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Все, за исключением пилотов, официальных представителей и механиков команд, должны покинуть стартовую решетку.
5 минут до старта 
Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Гаснет одна пара красных сигналов. Начинается предстартовый отсчет. К этому моменту на всех машинах должны быть надеты колеса, в противном случае они стартуют с последнего места стартовой решетки или с пит-лейн. Всякая машина, не занявшая своё место на стартовой решётке к моменту пятиминутного сигнала, должна стартовать с пит-лейн.
3 минуты до старта 
Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Горят три пары красных сигналов. Пилоты должны находиться в машинах и быть пристёгнутыми ремнями безопасности.
1 минута до старта 
Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Горят две пары красных сигналов. Моторы должны быть заведены, технический персонал должен покинуть стартовую решетку до момента 15-секундного сигнала.
15 секунд до старта 
Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Горит одна пара красных сигналов. Всякий пилот, которому требуется помощь для старта, должен поднять руку. В этом случае позади машины становятся маршалы с желтыми флагами, чтобы предупредить остальных пилотов.

Старт

  1. Гаснет последняя пара красных сигналов стартового светофора. Зажигаются пять зелёных сигналов. Машины уходят на свой прогревочный круг. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. Маршалы должны убрать все машины, которые остались на стартовой решетке, наикратчайшим путем на пит-лейн, сразу после того, как пелетон покинул решетку. Если гонщик в состоянии самостоятельно вернуть машину в гонку, ему разрешается уйти на прогревочный круг.
  2. Обгон на прогревочном круге разрешен только в тех случаях, когда машина не смогла вовремя покинуть свою стартовую позицию или машина соперника настолько замедлилась, что без обгона будут задержаны все гонщики, следующие позади. В подобных случаях обгоны разрешаются только для того, чтобы восстановить изначальный порядок старта. Если машина задержалась на стартовой решётке, то она не имеет права на обгон движущейся впереди неё машины, если соперник уже пересёк линию старта к моменту задержки на стартовой решетке (в этом случае задержавшийся гонщик уходит в гонку с последнего места). Если под это правило попадает более одного участника, то располагаются они в порядке ухода на прогревочный круг.
  3. Если гонщик не в состоянии начать прогревочный круг, то он должен поднять руку. После перемещения машины на пит-лейн механикам вновь разрешается работать над машиной.
  4. В конце прогревочного круга машины останавливаются на своих местах на стартовой решётке (место указывается маршалом с помощью таблички). Моторы машин должны работать. Как только все машины заняли своё место, стартер дает сигнал "пять секунд" - зажигается первая пара красных сигналов светофора. Каждую секунду загорается следующая пара сигналов.
  5. За одну секунду до старта горят все пять сигналов светофора. Гонка начинается, когда огни погаснут.
  6. В случае фиксирования фальстарта официальным радиомаяком ФИА, размещенном на машине, участник будет наказан штрафом: десятисекундным «стоп-н-гоу» или проездом по пит-лейн.

Отмена старта

Если мотор машины глохнет в конце прогревочного круга или прямо во время процедуры старта, её пилот должен поднять руку. Тогда на стартовом светофоре загораются два оранжевых сигнала, которые информируют об отмене старта. Моторы всех остальных машин должен работать, механикам разрешается доступ на стартовую решётку. Если в течение минуты удаётся завести мотор машины, из-за которой был отменён старт, то машина уходит вместе со всеми на второй прогревочный круг, но в течение этого круга должна переместиться в конец пелетона и занять последнее место на стартовой решётке, при этом её первоначальное место остаётся вакантным. Если за минуту завести мотор не удаётся, то машина должна быть отбуксирована на пит-лейн и может стартовать с него, при этом пелетон уходит на второй прогревочный круг без этой машины, её место на стартовой решётке также остаётся вакантным. Второй прогревочный круг начинается, когда загораются зелёные сигналы. При каждой отмене старта дистанция гонки уменьшается на один круг, поскольку нужно проходить новый прогревочный круг.

Если старт отменяется несколько раз по вине разных машин, то те машины, которые были отправлены в конец стартовой решётки после предыдущей отмены старта, могут занять свои первоначальные места в решётке - на последнее место отправляются только те машины, которые заглохли при последней отмене старта.

Отложенный старт

Если после начала прогревочного круга и до начала гонки старт по каким-либо причинам требуется отложить, то об этом просигнализируют мигающие оранжевые огни на светофоре и информационное табло «Отложенный старт». Гонщики остаются на стартовой решетке и прекращают работу двигателей. С этого момента инициируется предстартовая процедура, начиная с момента «5 минут до старта».

Дождевой старт

Стандартная стартовая процедура в этом случае может быть изменена следующим образом:

  1. Если дождь начинает идти после пятиминутного сигнала, но до момента начала гонки, то старт откладывается, и командам разрешается сменить резину. С этого момента инициируется предстартовая процедура, начиная с момента «15 минут до старта».
  2. Если к моменту старта директор гонки считает, что количество воды на трассе является небезопасным даже при использовании дождевых шин, то старт откладывается на неопределённое время. О времени старта будет сообщено дополнительно, но не позднее, чем за 10 минут.
  3. Гонка может принять старт позади машины безопасности, если количество воды на трассе слишком велико для безопасного старта, но недостаточно для его переноса.

Машина безопасности

  • Машина безопасности (она же «пейс-кар») может быть использована только в тех случаях, когда участникам или официальным лицам в настоящий момент грозит физическая опасность, но обстоятельства не позволяют остановить гонку. Решение о выезде машины безопасности принимается дирекцией гонки.
  • Машина безопасности выезжает на трассу с пит-лейн, вне зависимости от местоположения лидера гонки на трассе. Все маршалы демонстрируют желтые флаги и таблички «SC». На машине безопасности загораются мигающие оранжевые огни. Все участники должны выстроиться за машиной безопасности на расстоянии не меньшем, чем пять длин корпуса машин. Во время нахождения пейс-кара на трассе, обгоны запрещены, за исключением случаев, когда пилотам дается прямое указание на обгон либо пилотом машины безопасности, либо дирекцией гонки, либо когда машина замедляется из-за очевидных проблем. Если между пейс-каром и лидером гонки есть машины на трассе, то они должны обогнать пейс-кар (после того, как он подаст гонщику сигнал мигающими зелёными огнями) и присоединиться к концу пелетона на следующем круге.
  • В течение периода пейс-кара участники могут заезжать на пит-лейн, но вернуться на трассу имеют право только когда на светофоре на выезде с пит-лейн горит зелёный сигнал. Зелёный сигнал горит всегда, за исключением тех случаев, когда машина безопасности и весь пелетон готовятся проследовать или уже проезжают место возвращения из боксов на трассу. Машина, которая возвращается на трассу, может догнать пелетон и должна занять последнее место в нем.
  • Если часть трассы блокирована, то машина безопасности может проезжать через пит-лейн. Оранжевые огни по-прежнему мигают. Машинам разрешается заезжать к своим механикам для обслуживания.
  • Машина безопасности остаётся на трассе до тех пор, пока опасность, угрожающая гонке, не будет устранена, и все пилоты, начиная с лидера, не выстроятся позади пейс-кара. Сигналом окончания периода машины безопасности являются погашенные оранжевые огни. Это означает, что пейс-кар покинет трассу в конце этого круга.
  • Как только машина безопасности заезжает в боксы, на светофорё на прямой «старт-финиш» загораются зеленые сигналы и маршалы демонстрируют зеленые флаги. Обгоны запрещены до момента начала очередного круга, за исключением тех случаев, когда машина замедляется из-за очевидных проблем.
  • Круги, проведенные позади машины безопасности, идут в счет гоночной дистанции.


  • В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто более выгодная стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1-го до 3-х пит-стопов в зависимости от трасссы, машины и выбранной стратегии.
  • Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч. Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе (см. #Интересные факты).
  • По окончании гонки первые 8 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя играет гимн его страны, а затем — гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского.

Флаги

Для дополнительной сигнализации гонщикам о различных событиях во время свободных заездов, квалификации и гонки маршалы используют флаги различного цвета.

Используемые дирекцией гонки

Решение о демонстрации такого флага принимает исключительно дирекция гонки.

Клетчатый черно-белый флаг 
Сигнал об окончании гонки. Демонстрируется на финише последнего круга гоночной дистанции.
Красный флаг 
Остановка гонки. Этот флаг одновременно демонстрируют все маршалы по трассе. Все гонщики должны немедленно прекратить гонку и выполнять действия по процедуре «остановка гонки»
Флаг, состоящий из двух треугольников (черного и белого)
Предупреждение участнику за неспортивное поведение. Демонстрируется вместе с белым номером машины на черной доске. Выносится лишь однажды, следующее проявление подобного рода действий может повлечь штрафные санкции.
Черный флаг 
Дисквалификация участника. Демонстрируется вместе с белым номером машины на черной доске. Гонщик, получивший подобный сигнал, в течение круга должен покинуть гонку и остановиться в боксах своей команды. Решение о дисквалификации принимается стюардом ФИА.
Черный флаг с оранжевым диском в центре 
Демонстрируется вместе с белым номером машины на черной доске. Сообщение гонщику, что техническое состояние его машины составляет угрозу для него самого и/или безопасного проведения гонки. В течение круга пилот должен остановиться в боксах своей команды для устранения неисправностей.

Используемые маршалами на трассе

Решение о демонстрации такого флага принимается маршалами, отвечающими за определенный участок трассы.

Жёлтый флаг 
Сигнал о возможной опасности. Возможны варианты демонстрации:
  • Флаг неподвижен — снизить скорость, обгоны запрещены, опасность вблизи трассы.
  • Маршал размахивает флагом — снизить скорость, обгоны запрещены, быть готовым к необычной траектории или остановке.

Обгоны запрещены, начиная с места демонстрации маршалом жёлтого флага и пока гонщик не проедет зелёный флаг, сигнализирующий о конце опасной зоны.

Жёлтый флаг с поперечными красными полосами 
Ухудшение условий сцепления с асфальтом.
  • Флаг неподвижен — на трассе разлито масло или находится скопление воды.
  • Маршал размахивает флагом — трасса скользкая.
Зелёный флаг 
Разрешено движение в обычном ритме. Обычно указывает на конец опасной зоны.
Белый флаг 
На трассе находится медленно движущийся автомобиль (участника или официальная машина).
  • Флаг неподвижен — Впереди автомобиль со значительно меньшей скоростью.
  • Маршал размахивает флагом — Впереди автомобиль со значительно меньшей скоростью, который станет явной помехой движению.
Голубой флаг 
  • Флаг неподвижен — Более быстрая машина нагоняет вас. Готовьтесь уступить дорогу.
  • Маршал размахивает флагом — Более быстрая машина собирается вас обогнать. Немедленно уступите дорогу.

Если во время гонки участник, которого обгоняют на круг лидеры, не подчиняется голубому флагу в течение трёх кругов подряд, то к нему могут быть применены штрафные санкции.

Чемпионат мира и Кубок конструкторов

Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд — за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Система начисления очков такова:

  • 1 место — 10 очков
  • 2 место — 8 очков
  • 3 место — 6 очков
  • 4 место — 5 очков
  • 5 место — 4 очка
  • 6 место — 3 очка
  • 7 место — 2 очка
  • 8 место — 1 очко

Более подробно система начисления очков описана в статье «Система начисления очков в Формуле-1».

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home