Иисус Христос

Иису́с Христо́с (ивр. ישוע, сокр. ישו, греч. Ἰησοῦς Χριστός; Иису́с из Назаре́та) (4 до н. э. Вифлеем31 или 33 н. э. Иерусалим). В христианском вероучении — Второе лицо Троицы, Сын Бога и Богочеловек (то есть совмещающий в себе природу божественную и человеческую, полностью Бог и полностью человек), принявший смерть на кресте «во искупление грехов человеческих», а затем воскресший и вознёсшийся на небо, однако монофизиты признают только божественную природу и не признают человеческую. Учение и земная жизнь Исуса Христа раскрыта в четырех Евангелиях. В исламе Иисус почитается как один из пророков под именем Иса бин Марйам. Иудаизм не придаёт личности Иисуса отдельного значения, но его имя часто упоминают среди лжемессий и лжепророков. В атеистической литературе - странствующий еврейский проповедник из Галилеи (Палестина). В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине в истории человечества возникло явление под названием Христианство. На настоящий момент (2006) в мире насчитывается более 1 млрд. человек, называющих себя христианами.

Содержание

Происхождение и значение имени

Иисус — это греческая форма (Ἰησοῦς — в древнегреческом произношении Есу́с, в современном греческом Ису́с) ивритского имени ישׁוע (Иешу́а), которое означает «Спасение». Само это имя является сокращением имени יהושע (Йеhошу́а) — «Господь есть Спасение». Имя Йеhошу́а, Йешу́а давалось в основном в память об ученике Моисея и завоевателе Земли Израильской Йеhошу́а бин Нун (ок. XV—XIV вв. до н. э.), которого русская синодальная Библия также называет Иисусом — Иисус Навин. Зачастую сокращённое имя Йешуа сокращалось дальше — до Йе́шу. В еврейской религиозной полемике основателя христианства чаще всего называют именно так. Некоторые рассматривают такое сокращение как пренебрежительное. Следует отметить, что Йеhошуа/Йешуа/Йешу — одно из самых распространённых еврейских имён того периода, и, по всей видимости, было несколько харизматических проповедников, носивших это имя. Несомненно, Иисус из Назарета был одним из них.

Христос — это титул, указывающий на характер миссии Иисуса. Греческое слово Χριστός представляет собой перевод ивритского משׁיח (Маши́ах) и арамейского משיחא (Меши́ха) и означает «помазанник» (мессия). Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем, соответственно «помазанниками» изначально называли царей. Исходя из этого, пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царем, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира. О таком ожидании свидетельствуют мессианские пророчества.

Пророчества о Мессии в Ветхом Завете

Верующие христиане верят в то, что Иисус является обещанным Мессией, на основании многочисленных пророчеств Ветхого Завета. Наиболее известные из них — пророчества о времени прихода Мессии, его миссии, смерти и воскресении. Согласно Быт.49:10 Мессия придет до уничтожения государственности Иудеи, в Дан.9:25 указан конкретный год прихода, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима, а в последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и храма после смерти Мессии. В книге Исаии записано много пророчеств о Мессии, включая рождении от девы, мученической смерти и о втором пришествии. Наиболее известна из них 53 глава, которая подробно описывает его страдания и смерть. В Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение этих пророчеств и приводятся многочисленные цитаты этих пророчеств из Ветхого Завета, как евангелистами, так и самим Иисусом Христом. Наибольший резонанс среди иудеев, мечтающих о восстановлении независимости Иудеи, вызвали пророчества Иисуса о скором разрушении Иерусалима и храма. Из пророчеств о Мессии иудеи охотно признавали только те, которые говорят о приходе Мессии в качестве могущественного царя, в то время как верующие христиане относят эти пророчества ко второму приходу Христа. Иудаизм не признаёт Христа например потому, что в Торе одним из признаков прихода Мессии является окончание всех войн.

Рождение

Согласно христианству и исламу, появление Иисуса — исполнение давнего пророчества о Мессии - Сыне Божием; Иисус был непорочно рожден от девственницы Девы Марии, в городе Вифлеем (Мф. 2:1), где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения, Иисус был увезен родителями в Египет (Мф. 2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет. Повзрослев, Иисус принял крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан, после чего удалился в пустыню на 40 дней, где претерпел искушения от сатаны. После ареста Иоанна Крестителя, Иисус поселился в Капернауме (Мф.4:13), где в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23) выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Он собрал вокруг себя группу из 12 сторонников. Иисус также прославляется как лекарь и пророк. За свою проповедническую деятельность Иисус был арестован, судим и распят на кресте в пятницу.

Некоторые современные ученые высказывают мысль, что рождение Иисуса от девы Марии примером является известным науке фактом, когда в утробе матери зародыш одного из близнецов размещается внутри плода другого близнеца (если это девочка). Тогда первый плод замедляет развитие, и рождается только второй (девочка), в утробе которой развивается ее брат или сестра. Такие ученые утверждают, что имел место именно такой случай, и дева Мария на деле является сестрой Иисуса, его разнояйцевым близнецом, и никакое непорочное зачатие не имело место.

Противники христианства предложили целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, ими оспаривается предсказание пророка Исайи, согласно которому Мессия (Христос) должен быть рожден девственницей (иудейские толкователи утверждают, что пророчество Исайи вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества).

В Талмуде упоминаются несколько проповедников по имени Иисус (Йешуа/Йешу). Чаще всего основатель христианства отождествляется (вслед за языческим философом Цельсом) с Йешу бен Пантира, сыном римского солдата Пантеры или Пандиры и парикмахерши (завивающей волосы женщинам (מגדלא נשיא — отражение прозвища «Магдалина»?) Мирьям ([1]). Современный французский историк Рожер Амбелен предполагает, что отцом Иисуса был вождь еврейских мятежников Иуда Галилеянин. В исламской традиции, Иисус (Иса) считается одним из величайших пророков, не сыном Божьим, но его посланником.

Так или иначе, большинство альтернативных версий говорят о рождении Иисуса от внебрачной связи, для прикрытия которой потребовалась легенда о непорочном зачатии, в которую, впрочем, земляки Иисуса не слишком верили, что и послужило одной из причин недоверия к его проповеди в родных местах («Нет пророка в своем отечестве»).

Христиане отвергают все перечисленные гипотезы, считая историческим фактом непорочное зачатие Христа.

Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 г. до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним — 4 г. до н. э. (Год смерти Ирода Великого).

Биография

Практически сразу после своего рождения, Иисус был увезен в Египет Его матерью Марией и отчимом Иосифом. Там они провели очень мало времени(Евангелия свидетельствуют нам о том, что Иисус вернулся на свою родину еще в младенческом возрасте.)(Мф.2:14-15)После смерти Ирода поселился в Назарете (Мф. 2:23). Перед выходом на служение был крещен Иоанном Крестителем. После ареста Ионна Крестителя Иисус поселяется в Капернауме (Мф.4:12-13) и оттуда в тридцатилетнем возрасте (Лк.3:23) начинает собственную проповедь. Он собирает вокруг себя учеников (апостолов). При попытке распространить свое учение на Иерусалим столкнулся с сопротивлением иудейских священников, был схвачен. После неудачных попыток обвинить Иисуса в каком-либо внешнем нарушении иудейского закона (см. [Ветхий Завет[), Иисус был предан римскому властителю, прокуратору Понтию Пилату, который не найдя в нём вины желал отпустить его. По желанию иудейсткой толпы Иисус Христос казнен через распятие на кресте (по исламским верованиям Иисус был вознесен на небо заживо) за попытку выдать себя за Бога. Иудеи считали его одержимым Веельзевулом (Мк. 3:22). Христиане верят, что Иисус воскрес из мертвых и вознесся на небеса, а в конце времен вновь придет на землю.

Внешний облик

В Библии

В Новом Завете ничего не говорится о внешности Иисуса. В Ветхом Завете, в пророчестве Исаии о Мессии говорится: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Однако же, существует версия, согласно которой на известной всему миру Туринской плащанице чудесным образом было запечатлено изображение тела Иисуса Христа во время Его воскрешения из мертвых.

Критики христианства

Во II веке Цельс в своем сочинении «Правдивое слово» среди критических высказываний в адрес христианства упоминал и о внешности Иисуса: «А между тем Иисус был таким же обыкновенным человеком, как все другие: если верить рассказам, он был мал ростом, некрасив, а в наружности его не было ни тени благородства.» (III,4,84). Однако, следует учитывать, что сам Цельс Иисуса Христа лично не знал.

Современные исследователи

Свою лепту в создание нового облика Иисуса внес Ричард Нив (Richard Neave), экс-медик из Манчестерского университета, Великобритания. Группа ученых во главе с Ричардом Нивом исследовала череп израильтянина, умершего приблизительно в 1 века н. э. Для воссоздания формы лица, цвета глаз и кожи Иисуса Христа они использовали компьютерные технологии, глину, симулятор кожи и исторические данные о евреях того времени. Скорее всего, Иисус был человеком с широким крестьянским лицом, темной оливковой кожей, короткими курчавыми волосами и большим носом. Рост Иисуса Христа мог достигать 177 см, но весил он немного — около 55 килограммов. Информация о длине волос была почерпнута непосредственно из Библии. При этом исследователи рассуждали так: «Разве написал бы святой апостол Павел, что „если человек носит длинные волосы, это позор для него“, если бы у самого Христа были длинные волосы?» [2] Однако апостол Павел зависел от нравов его времени, вследствие чего это заключение относительно. Он сам не считает их бесспорными (1 Кор. 11:16).

Исторические и археологические свидетельства

Известный древний еврейский историк Иосиф Флавий писал: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые первые его возлюбили. На третий день он снова явился к ним живой».

Иосиф Флавий Иудейские древности, книга 18, глава 3:3: Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей,. которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали любить его и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. Это известие написано в 90-х гг. по Р.Хр.,

Другим автором, упоминающем о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит. В Анналах (летописях) книга 15, параграф 44: Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, ... кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме... Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. Это свидетельство было написано около 115 года по Р.Хр.

Другой знаменитый римский историк Гай Светоний Транквилл в книге Жизнь двенадцати цезарей, в главе Клавдий 25:4 пишет: Иудеев, постоянно волнуемых Христом, он изгнал из Рима. Это известие написано на несколько лет раньше свидетельств Тацита.

До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном. Из письма Плиния к Траяну: Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вел допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле... Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своем, то я приказывал их уничтожить... Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него... О их прежней религии они говорили... и сообщали следующее: они имели в определенный день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так... Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьезного разбирательства... Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами...

Учение Иисуса Христа

  • Вера в Бога. «Господу Богу поклоняйся и ему одному служи» (Евангелие от Матфея 4:10)
  • Покаяние в грехах и необходимость возрождения (рождения свыше) (Евангелие от Иоанна 3 глава)
  • Прежде всего - Любовь к Богу, любовь ко всем людям (Евангелие от Матфея 22:37-40)
  • «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея 7:12)
  • Критика лицемерия: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Евангелие от Луки 12:1)
  • Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование).
  • Терпение «любите врагов ваших» (Евангелие от Матфея 5:44); «терпением вашим спасайте души ваши» (Евангелие от Луки 21:19)
  • Учение о последних временах (Евангелие от Матфея 24:3-44).
  • Спасение как подарок,благодать Бога, а не результат усилий и добрых дел человека (Посл.к Ефес.2:8-9)

Иисус в других религиях

См. также

Литература

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home