Берос

Беро́с (аккадское Бел-Уцур, греческая форма Berossos) (ок. 350-280 до н. э.) – вавилонский историк; жрец бога Бела (Ваала) в Вавилоне; автор истории Вавилонии на греческом языке – книги «Вавилонская и халдейская история», состоявшей из 3 томов. Сочинение Бероса сохранилось до нашего времени в отрывочных и неполных цитатах, воспроизведённых рядом античных авторов, в том числе Иосифом Флавием, Александром Полигистором, Евсевием Кесарийским, Синкеллом и Абиденом.

Беросова «Вавилонская и халдейская история» представляла собой развернутую картину исторического развития Месопотамии от сотворения мира до владычества Ахеменидов. Книга, очевидно, предназначалась для греков и македонян, прибывших в регион в 331 до н. э. Подобно своему древнеегипетскому «коллеге» жрецу-историку Манефону, также писавшему свою «Египтику» в условиях повышения интереса эллинистических греков к истории Древнего Востока вследствие завоевательных походов Александра Македонского, Берос основывал свой труд на аутентичных и достоверных материалах из храмовых и царских архивов и библиотек. Сочинение Бероса обладало значительной исторической ценностью, несмотря на перенасыщенность материалами мифологического содержания.

Первая книга сочинения Бероса посвящена истории допотопной Вавилонии и содержит по большей части обработанные религиозные тексты и мифы, в том числе цикл мифов творения мира и человека. В частности, по цитатам других авторов можно восстановить изложенный вавилонским жрецом рассказ о сотворённом благим богом мудрости и воды Эа первом получеловеке-полурыбе Оаннесе, вышедшем из моря на землю, а также космогонию древних жителей Месопотамии и мифы о возникновении богов. Вторая и третья книги описывают события после потопа, то есть историческую составную сочинения Бероса – собственно историю Старовавилонского и Нововавилонского царств и Ассирийской империи с приложенным списком царей. Событиям последних перед написанием труда веков отведена третья книга, которая, в частности, описывает падение Ассирии, возвышение Нововавилонского царства и персидское завоевание страны. Изучение древних клинописных текстов обнаруживает соответствие им хронологических списков Бероса, а также известных нам деталей труда, например, имён семи братьев Оаннеса.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home