Христианское богослужение

Эта статья должна быть полностью переписана.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Богослужение христианской Церкви стоит в тесной связи с ее догматическим учением, являясь углублением, развитием и практическим осуществлением послед­него

Вся структура богослужения представляет собой «развитую доксологическую тринитарную формулу» (Киприан), а отдельные песнопения, молитвословия, гимны, в особенности же евхаристический канон органически включают в свой состав догматические и терминологи­ческие антиномии, снятие которых обеспечивается са­мой литургической практикой. Богословскими антино­миями особенно насыщены заключительные части икосов. Антитетичны и многие из содержащихся в них эпитетов-обращений к Богоматери: «Бога невместимого Вместили­ще», «девство и рождество совокупившая», «Невеста неневестная». Однако не только отдельные элементы, но и вся структура службы отражает принципиальную антиномичность понятийной ступени христианской гно­сеологии. По Киприану, «богослужение есть живая и жизненная философия Православия».

Основным структу­рообразующим противоречием христианского богослуже­ния выступает проблема времени, ибо в центре его стоит повторение во времени единственного и непов­торимого события — Евхаристии. По Шмеману, «смысл таинства состоит в том, что совершаемое, как повто­рение во времени, оно в нем являет реальность не­повторимую и надвременную». Таинство, являясь стерж­нем богослужения и сущностью всей церковной жизни, есть акт реального мистического бытия Царства Божия, а само богослужение, по учению св. отцов, есть реаль­ное бытие вечной вневременной жизни внутри жизни на­шей, преходящей, и каждый участник богослужения ре­ально приобщается к этому сверхбытию, не покидая, однако, уровня низшего бытия. В этой реализации сверхбытия — основной смысл Церкви, богослужения, таинства.

См. также

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home