Евгений (Кобранов)

Евгений (в миру — Евгений Яковлевич Кобранов) (21 января 1892, село Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии — 20 ноября 1937, Чимкент) — епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии, учёный-востоковед. Деятель Русской православной церкви.

Содержание

Семья и образование

Родился в семье сельского учителя, который затем стал диаконом.

Окончил Смоленское духовное училище (1906), Смоленскую духовную семинарию (1912), Московскую духовную семинарию со степенью кандидата богословия (1916). Был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1916—1917 слушал лекции на восточном факультете Петроградского университета.

Священнослужитель в Москве

С конца 1917 — священник церкви Девяти мучеников, что в Девятинском переулке в Москве (рукоположен Патриархом Тихоном). В 19181922- помощник заведующего Музеем классического Востока. В 1921 был пострижен в монашество в Новоспасском монастыре. С 1921 — архимандрит, наместник, затем настоятель монастыря. Одновременно был научным сотрудником музейного отдела Главнауки.

В 1921 был арестован, освобождён через две недели. В том же году вторично арестован и сослан в Архангельск. Освобождён досрочно. В 1922—1923 недолго примыкал к обновленческому движению, но быстро отошёл от него. В очередной раз арестован весной 1923, через 3,5 месяца оправдан Московским губернским судом и освобождён. Вновь арестован 18 декабря 1923. Верующие пытались вступиться за него, направив письмо в адрес ОГПУ, в котором, в частности, говорилось: «Гражданин Кобранов получил известность и любовь простого народа, так как он учил нас не только крестить лоб, но и отличать зло от добра».

По постановлению Комиссии ОГПУ по административным высылкам от 28 марта 1924 приговорён к двум годам ссылки в Хиву, в ссылке занимался научными исследованиями. Освобождён досрочно в 1926, недолго служил в московском храме Троицы в Кожевниках.

Архиерей

С 14 марта 1926 — епископ Муромский, викария Владимирской епархии. Первоначально отказывался поехать в Муром, так как он занимался серьёзной научной работой в области востоковедения в Москве. Однако после увещевания со стороны митрополита Сергия (Страгородского) принял назначение. С 15 сентября 1927 — епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии.

Деятельность в Ярославской епархии

С 14 декабря 1927 — епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Много проповедовал, читал лекции для детей, молодёжи и взрослых, приводя примеры из произведений русских классиков, доказывая существование Бога и необходимость веры. Создал бесплатную благотворительную столовую для бедных, организовал «сестричество» для оказания помощи бедным, объявил сбор пожертвований на достройку храма и столовой в селе Горинское Мологского уезда.

6 февраля 1928 в составе группы архиереев Ярославской епархии подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), поддержав позицию своего епархиального архиерея митрополита Агафангела (Преображенского). 11 апреля 1928 запрещён Синодом в священнослужении, но уже 10 мая подписал заявление о возвращении в молитвенное общение с митрополитом Сергием. 30 мая 1928 Синод снял запрет на священнослужение.

7 августа 1928 был арестован в Ростове, обвинён в антисоветской агитации, религиозной обработке молодёжи и присвоении административных функций (под последним понимались создание «сестричества», открытие столовой и др.). 28 октября 1928 был приговорён к трём годам ссылки. 1928—1929 находился в ссылке в городе Кзыл-Орде в Казахстане. В октябре 1929 был привлечён к следствию по делу «Ярославского филиала Истинно-православной церкви», вновь приговорён к трём годам ссылки.

Ссылка в Вологду и Чимкент

С 1933 жил в Вологде под надзором. Проводил богослужения на дому, собирал продукты и деньги для ссыльных священнослужителей, пытался устраивать на проживание и работу духовных лиц, вернувшихся из ссылки. Одновременно работал над научными трудами — рукописями «Казахский народ», «Философия Оригена», «Вологодские святые», которые были изъяты при обыске в 1934.

В 1934 был арестован и приговорён к трём годам ссылки в Чимкент. Живя в этом городе, собрал большую библиотеку, начал писать историю Чимкента. В сентябре 1935 был отправлен в глухое селение, вдали от города.

Последний арест и трагическая гибель

23 июня 1937 был арестован по обвинению в создании «контрреволюционного центра из духовенства». Во время ареста у него отобрали рукописи «История города Чимкента», «Предки казахского народа». На допросе 25 июня следователь потребовал от него дать показания о контрреволюционной деятельности. На это ответил: «Контрреволюционной деятельностью я не занимаюсь и по этому вопросу показать ничего не могу». На следующем допросе, 29 июля, очевидно, в условиях пыток и морального давления, признал себя виновным и дал устраивающие следствие показания.

Постановлением Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 был приговорён к высшей мере наказания вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и митрополитом Кириллом (Смирновым). Расстрелян 20 ноября 1937 в Чимкенте.

Канонизирован Русской православной церковью за границей в 1981. В Русской православной церкви не был причислен к лику святых.

Труды

  • Историческое и культурное значение Анау. «Археология Туркменистана». Асхабад-Полторацк. Туркменское государственное издательство. 1927.

Библиография

  • Жизнеописания настоятелей Новоспасского монастыря с 1906 по 1926 гг. М., 2002.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home