Сатана

Сатана́, Дьявол, Люцифер — согласно религиозным представлениям иудаизма и христианства, главный противник Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле.

Сатана — по религиозно-мифологическим, а также философским представлениям некоторых сатанистов, суть одно из проявлений Тьмы и Хаоса.

Содержание

Христианское происхождение термина

  • Сатана́ в переводе с иврита שטן (сатан) — значит «препятствие», «противник». В ряде книг Ветхого Завета сатаной называют ангела, испытывающего веру праведника (см. Книгу Иова, I, 6-12). В Евангелиях указывается, что сатана пал с неба (Лк.10:18). Павел утверждает, что сатана преображается (transfigurat) в ангела света (in angelum lucis) (2 Кор.11:14). В Апокалипсисе сатана выступает как Дракон и Дьявол — предводитель темных ангелов в битве с Михаилом (Откровение Иоанна Богослова 12:7-9; XX, 2-3, 7-9).
  • Люцифер, Луцифер (лат. Lucifer, слав. Денница) — «светоносец», название утренней звезды, то есть планеты Венеры; «сын зари» (см. книгу пророка Исаии, XIV, 12).
  • Веельзевул (Баальзвув — בעל זבוב) в переводе с иврита — «Повелитель Мух» — имя Сатаны в иудейской традиции.

Библейская концепция Сатаны

  • Согласно книги пророка Иезекииля, воспринятой церковной традицией, Сатана был сотворен ангелом в чине херувима. Он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись, был низвержен на землю (Иез. 28:12-19). Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов. Описание падения Сатаны есть у апостола Иоанна: Сатану низверг на Землю архангел Михаил, после недолгой войны на небе (Откр. 12:7-9).
  • Пророк Исаия называет первоначальное имя Сатаны — Люцифер (Денница). После падения Люцифер стал Князем Тьмы, предводителем мятежа против Бога.
  • Традиционно, место обитания Сатаны считается Ад, поэтому он — князь Ада. Однако по сообщениям апостола Павла, ныне Сатана — «Князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2). Его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6:12).
  • В книге Иова он назван в числе сынов Божьих (в древнегреческой версии — ангелов) (1:6). Он предводительствует народами и низводит огонь на Землю (1:15-17), а также управляет атмосферными явлениями (1:18), насылает болезни (2:7).
  • В Евангелии Сатана уже отчетливый Князь Мира (Матфея 4:1-11). Многие из первых богословов (гностики) считали, что Бог Ветхого Завета — это дьявол, который вовсе не творит мир из ничего, а создает персональный ад — «тьму над бездной» (Бытие 1:2) — в подражание истинному Богу — безличному и непостижимому Первоначалу Вселенной.
  • В Судный День сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, и будет низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр. 20:2-3). После второй битвы Сатана будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр. 20:7-10).

Образ Сатаны в сатанизме

Сатана в искусстве

Библейские тексты полностью отказываются от каких-либо наглядных образов Сатаны. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов. Наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д.

Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им. В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана, наполовину вмерз в лёд (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес: у него три лица (насмешка над Троицей), причем одно из них красное (гнев как противоположное любви), другое — бледно-желтое (символ бессилия или лености как противоположность всемогуществу), третье — чёрное (невежество как противоположность всеведению). Шесть крыльев нетопыря — соответствует 6 крыльям херувима. Зубы его терзают Иуду Искариота — предателя высшего духовного авторитета, и Брута и Кассия — крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет. Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» придает образу Сатаны мрачную величавость, делающего его пригодным для роли эпического героя. В этом же направлении идет трагическая поэма нидерландского поэта Й Ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Бога на пользу самому Богу. Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и т. п.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества. («К Сатане» Карддучи, «Люцифер» М. Расписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера). Для А. Франца как наследника этой традиции уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов» доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

Разработка образа Сатаны в фэнтези

В фэнтези разных авторов появляются персонажи, восходящие к представлениям о Сатане. [Источник?] У ТолкинаСаурон и Мелькор.

У ЛавкрафтаКтулху.

У Даниила Андреева — Гагтунгр, Люцифер и в некоторой степени Уицраор.

Синонимы и эвфемизмы слова чёрт

Слово чёрт имеет множество синонимов - дьявол, сатана, Вельзевул, Анчутка беспятный, просто "беспятный", козлоногий, бес, нечистый,

Использование слова чёрт в русском языке

Как имя демона ада, имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере - без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это, и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например нечистый и др., см. выше.

Ещё 100-150 лет назад слово чёрт было довольно сильным ругательством - как в русском, так и в английском (Дьявол) языке.

Однако от частого употребления "сила" данного слова в качестве оскорбления в настоящее время существенно снизилась.

Литература

  • Sholem G., Gut und Bose in der Kabbala, «Eranos-Jahrbuch 1961», Z., 1962, S. 29-62;
  • Krivoshein B., The angels of light and the powers of darkness, L., 1954;
  • Werblowsky R.J.Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan, L., 1952.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home